МААМ-картинки

Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста

СВЕТЛАНА КУРДЮКОВА
Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки»

Подготовила: воспитатель, Курдюкова Светлана Ивановна. Место работы: МАДОУ «Буратино» г. Когалым

«Для гражданина России особенно важны моральные

и духовно – нравственные устои.

Именно они составляют стержень патриотизма,

без этого России пришлось бы забыть и

о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете»

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Президент РФ В. В. Путин

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы, ставило перед собой основную цель–воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. И совершенно неслучайно в нашем регионе возрождению духовности, укреплению нравственных ценностей, воспитанию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

В дошкольном возрасте закладывается основа воспитания духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, инновационных технологий и средств. Это такие как чтение произведений, фольклора, беседы, проведение народных православных праздников, народных подвижных игр, просмотр мультфильмов, видео экскурсий, изготовление атрибутов для игр и мини-музеев, проектная деятельность.

В нашем ДОУ духовно – нравственное воспитание реализуется на основе ООП ДО и программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» с опорой на Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 18.07.2017 №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Как воспитать духовно – нравственного человека? В Рекомендациях по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ДО говорится: целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребёнка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. А к позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития.

Поэтому основной задачей программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период авторы ставят формирование духовно-нравственной основы личности, присоединение ребёнка и его родителей к базовым социокультурным ценностям России и духовному возрождению общества.

В нашем учреждении программа «Социокультурные истоки» реализуется с 2017 года.

Для работы с детьми мы используем Книги для развития детей 5 – 6 лет по программе «Социокультурные истоки» : «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово» дневники социокультурного развития ребенка-дошкольника и альбомы по этим темам. Данная литература направленна на: первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

Одним из важных условий духовно – нравственного воспитания дошкольников, в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», является организация образовательной среды в дошкольном учреждении. Среда ДОУ имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется.

Образовательная среда нашего ДОУ начинается с оформления лестничных маршей, что является частью воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Один из лестничных маршей ДОУ посвящен героям русских былин, содержит иллюстрации народных сказок, знакомит дошкольников с русским народным творчеством, традициями, жизнью и бытом русского народа, коренных народов Югры, профессиями нашего края, что способствует формированию и развитию у детей представлений об истории России и родного края.

В ДОУ созданы и функционируют мини – музеи: «В русской горнице», «Куклы наших бабушек», «Югра – мой край родной», «Деревенька»; детская библиотека ДОУ с наличием книг современных изданий, которая регулярно пополняется. Это русские народные и авторские сказки, наборы картин и иллюстраций.

Постепенно обновляется методические пособия, открываются выставки изделий народных промыслов, приобретаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: дымки, хохломы, гжели и т. д.

Значительно обогатилась электронная база ДОУ, которая включает в себя: видеофильмы, видеоэкскурсии, презентации, флэш – игры.

Созданная цифровая, образовательная среда делает процесс познания более интересным, содержательным, ярким, запоминающимся.

При планировании работы в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» большое внимание мы уделяем созданию развивающей предметно – пространственной среды в группах, от которой зависит уровень представлений детей о духовно – нравственных ценностях.

В нашей старшей группе «Клюковка» МАДОУ «Буратино» присутствует атмосфера домашнего уюта, тепла, интереса и веселья. Каждый день у нас собираются друзья: это взрослые (воспитатели, специалисты, помощник воспитателя, родители) и наши детки.

Развивающая среда группы создана по законам красоты, как фактор формирования в растущем человеке добра, любви к ближнему, любви к своей Родине и включает в себя:

• внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей, стен, потолков);

• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

• соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и внешним видом.

Правильно организованная РППС в нашей группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать их чувства и поступки. Содержание РППС соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей старшего дошкольного возраста.

При построении развивающей предметно - пространственной среды в группе были соблюдены следующие принципы:

• открытости;

• гибкого «зонирования»;

• стабильности – динамичности;

• полифункциональности;

• гендерного подхода.

РППС нашей группы разбита на центры активности, которые включают в себя наглядный демонстрационный материал, произведения изобразительного искусства, иллюстрации народных промыслов, художественную литературу с иллюстрациями, дидактические игры, картотеки, лэпбуки.

Всё это позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям, обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания дошкольников является патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Важнейшим условием решения данных задач, является создание в групповом помещении центра краеведения «Мой край родной – моя Югра».

В содержание центра входит: государственная символика (флаг, герб); виды достопримечательных мест страны, родного края (открытки, фотоматериалы, буклеты); альбомы: «Народные промыслы России», «Народные промыслы Югры», «Народные игрушки», «Знаменитые люди Югры» и др.

Центр знакомит дошкольников с историческим прошлым России, малой Родины, с бытом коренных людей, с народными промыслами. Важно показать ребенку, что родной край и город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Для этого оформили тематические папки на темы: «История возникновения города Когалыма», «Люблю тебя мой край родной!», «Моя малая родина – мой Когалым».

Для формирования представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, профессиях, культурных и национальных традициях - подбираем иллюстрации, оформляем тематические выставки о семье, альбомы «Моя семья», «Профессии наших родителей», составляем «Генеалогическое древо».

Для формирования представлений о защитниках Отечества подобран материал: иллюстрации, художественная литература, тематические папки, лэпбуки, макеты на тему «Богатыри земли русской», «Защитники Отечества», «Великая Отечественная Война», «День Победы».

Ко Дню Победы оформляются тематические выставки литературы, иллюстраций военной тематики, картотека участников ВОВ нашего края.

Деятельность в данном центре способствует: формированию представлений о семье, членах семьи, семейных и родственных отношениях, профессиях, культурных и национальных традициях; проявлению чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам.

Экологическое воспитание дошкольников также является одним из направлений духовно – нравственного воспитания. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

• воспитание гуманного отношения к природе;

• формирование основ экологического миропонимания;

• расширение и углубление представлений дошкольников о природе;

развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы).

Одним из условий достижения поставленных задач является создание в группе центра науки и естествознания «Любознайка». Содержание центра: материалы для экспериментирования; комнатные растения и атрибуты для ухаживания за ними, паспорта комнатных растений; календарь природы; плакаты и альбомы: «Зимующие птицы нашего края», «Перелётные птицы», «Времена года», «Части суток», «Деревья», «Птицы», «Красная книга Югры». Представлена литература природоведческого содержания.

У каждого народа свои сказки и все они передают из поколения в поколение нравственные ценности, добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. В целях ознакомления дошкольников с устным народным творчеством в группе создан центр «Книги и речевого развития».

Центр «Книги и речевого развития» решает следующие задачи:

развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка духовное начало;

развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

• формировать привычки советоваться со своей совестью в разных жизненных ситуациях;

• воспитывать нравственные качества личности (милосердие, сострадание, уважение, послушание).

Центр содержит книги, иллюстрации, рисунки, плакаты, соответствующие возрасту детей, библиотеку русских народных сказок, подобрана так же литература по фольклору – песенки, былины, потешки, поговорки, оформлены картотеки.

Наблюдая за возникающим интересом детей и поддерживаем его с помощью литературы. Центр содержит много книг, сделанных своими руками, совместно с родителями.

Игра в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на духовно-нравственное развитие ребёнка. Игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми. Во время игры у детей формируются такие нравственные качества, как отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сострадание.

Важнейшим условием решения данных задач, является создание центра сюжетно – ролевой игры «Мы играем». Данный центр содержит различные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Кафе», «Больница», «Пожарные», «Аптека», «Торговый центр», «Салон красоты», «Пожарная часть», «Строители», «Автомастерская».

В образовательном процессе мы также используем различные виды игр: хороводные, сюжетные, подвижные, дидактические, словесные, которые стимулируют знакомство детей:

• с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа;

• с русским народным поэтическим и музыкальным народным творчеством;

• народными праздниками, традициями их проведения;

• знаменательными днями.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение. Для того чтобы дети могли заниматься театрализованной деятельностью, в группе создан центр искусства «Театральная азбука». Он содержат различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр на палочках и др. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных или обыгрывают с различными куклами.

В открытом доступе находится гардеробная группы, в содержание которой входят атрибуты к театрализованным, хороводным, сюжетно – ролевым играм.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей успешно решаются и средствами изобразительного искусства:

• учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность;

• формировать художественно-эстетические творческие способности в изобразительной деятельности;

• формировать художественный вкус.

Для решения поставленных задач в группе создан центр «Творческая мастерская», который содержит различное оборудование и материалы для творчества (рисования, лепки, аппликации, конструктивно – модельной деятельности, альбомы для развития и рисования. В центре находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.

Музыка - влиятельное средство в формировании духовно – творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов. Поэтому в группе создан «Музыкальный центр». Он оснащен магнитофоном, аудиозаписями, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, картотекой музыкально – дидактических, хороводных игр.

Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребёнка, удобно расположены.

Созданная РППС группы также направлена на поддержку детской инициативы. Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.

Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей в группе организуются творческие мастерские: для девочек «Рукотворушка» и для мальчиков «Три богатыря», также в группе функционирует кружок дополнительного образования «Ремесленная мастерская».

В рамках деятельности мастерских, занятий в кружке дошкольники осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает». Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.

Для организации взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» : создана виртуальная гостиная «Истоки Родины моей» (процессе посещения виртуальной гостиной родители совместно с детьми могут посмотреть видео консультацию или мастер-класс по теме месяца, сделать поделку или дидактическую игру, что повышает уровень педагогической компетентности и компьютерной грамотности); оформлены информационные стенды «В кругу семьи» (систематически обновляется информация по теме месяца, и даются рекомендации родителям).

Родители принимают активное участие в совместных занятиях, детско – родительских проектах, совместных экскурсиях, творческих выставках. Продукты совместной детско – родительской деятельности (макеты, лэпбуки, альбомы, атрибуты к театрализованным и сюжетно – ролевым играм) также входят в содержание центров активности.

Конечно, мы не будем останавливаться на достигнутом, у нас много задумок; хотим создать макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны нашего округа, затем, изготовить атрибуты для игр «Нефтяники», «Моряки», «Спасатели», создать газеты: «Семейные династии», «В кругу семьи» и многое другое.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; к культурно-историческим православным традициям русского народа. РППС группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребёнок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

В ходе наблюдений, было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Правильно организованная развивающая среда в нашей группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать их чувства и поступки. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. А грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

Список используемой литературы:

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы», Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.

2. Программа «Социокультурные истоки», Кузьмин И. А., Камкин А. В.

3. Рабочая программа воспитателей старшей группы №18

4. Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки»Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я расскажу о том какую Предметно-пространственную развивающую среду, я постаралась создать.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста Одна из важных условий образовательной работы в группе раннего возраста, является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе " Радуга " «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 19:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА КУРДЮКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД