Ирина Демина
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.
В группе созданы развивающие зоны, уголки для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Моя группа начинается с раздевальной комнаты, где имеется уголок для родителей и информационные стенды, куда помещается полезная консультативная информация, новости о происходящем в детском саду, информация о достижениях наших детей, папки – передвижки.
В групповой комнате располагаются основные развивающие зоны : активная, познавательная и спокойная.
Активная зона.
В зоне игровых модулей собраны игрушки для мальчиков и девочек: это многообразные машинки и куклы – грузовые и легковые автомобили, машины специального назначения (пожарная, скорая помощь, газовая служба, куклы большие и маленькие, коляски, мягкие игрушки и детали строителя.
Созданы условия для укрепления здоровья детей, в группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей.
Познавательная зона.
В познавательной зоне я расположила математический уголок, где есть наборы счётных палочек, развивающие игры, дидактические игры с математическим содержанием; настольные игры, геометрические головоломки, пеналы с геометрическими фигурами, наборы картинок для счёта.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, тонированная и белая бумага, гуашь, краски кисти, дощечки, пластилин, трафареты для рисования и украшения, кисти и салфетки для аппликации, стаканчики для воды. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие. В этот уголок добавила : палочки, зубные щётки, губки, пробки для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования.
В помощь к уголку по изобразительной деятельности создан уголок сенсорного развития и восприятия. Дети не только могут подуть на цветную ленточку, запоминая основные цвета, но и развивают дыхательные мышцы щёк, выполняя речевые упражнения.
Комплектация зоны сенсорно – моторного развития : вкладыши разной формы и размера, игры – шнуровки, простые и объёмные лабиринты, разные виды мозаик, пирамидки, настольно – печатные игры. Многие игры и пособия сделаны своими руками.
В уголке театрализованной деятельности ребёнок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры – драматизации и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, её интонацию, выразительность.
Спокойная зона.
Здесь дети могут спокойно играть в интеллектуальные игры, читать художественную литературу или просто уединится. Есть книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста: произведения фольклора, сказки русские народные и народов мира, детские журналы, сезонная литература.
Для осуществления конструктивной деятельности детей в группе оборудованы уголки, где представлены различные настольные и напольные строительные материалы, разнообразные конструкторы (деревянные, пластмассовые, ЛЕГО, мозаики.
В группе есть уголок для детского экспериментирования, где есть всё необходимое для проведения опытов.
Уголок природы содержит календарь погоды, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а также поделки из природного материала. В уголке расположен природный материал (шишки, жёлуди, ракушки), муляжи овощей и фруктов, наборы картинок из серии «Времена года и природные явления» «Домашние и дикие животные», «Насекомые».
Имеющийся в группе материал и правильная его организация способствуют, таким образом, формированию у детей бережного отношения к природе, развитию экологической культуры.
Содержание предметно – развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается.