Татьяна Безменова
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок природы «Окошко в природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим компонентом развивающей предметно-пространственной среды является уголок природы или, как раньше мы его называли – живой уголок. Уголок природы в детском саду –это зона, которая была в детском учреждении всегда, все группы детского сада были оборудованы подобными уголками. А как иначе? Уголок природы, наряду с наблюдениями, прогулками, экскурсиями, способствует формированию у детей любви к природе, приобретению представлений о мире растений и животных, у детей формируются нравственные качества и эмоционально позитивное отношение, уважение к природе, а также уголок природы имеет практическое значение, дети приобретают трудовые навыки - учатся ухаживать за растениями, животными, населяющими уголок природы. Правда, сейчас, в отличие от прошлых лет, когда в каждой группе, в зависимости от возраста, обязательно должны были присутствовать те или иные животные-хомячки, кролики, попугайчики, черепахи, всё намного сложней, не каждый детский сад решится размещать в группах живые объекты, ведь для этого нужно собрать множество справок, получить разрешение от родителей (или же организовать живой уголок в специальной комнате, но не у всех такая есть возможность) Но если вам это удастся, то дети будут в восторге. Могу сказать это с уверенностью, у нас в группе есть аквариум и черепашник, но, к большому сожалению, дети выступают только в роли наблюдателей за обитателями наших водоёмов. Чтобы избежать проявлений аллергии, кормлю живых питомцев только я, рано утром, до прихода детей, а корм находится в недоступном для ребят месте, в хорошо закрывающемся контейнере.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, Уголок природы „Окошко в природу“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Да и с цветами не так всё просто, многие избавляются даже от них. Но какой это тогда уголок природы? Картинки, альбомы с изображением цветов и животных это конечно хорошо, но это, согласитесь, совсем не то. В нашем уголке природы цветы есть, находятся они на доступном для рассматривания и наблюдения детям, уровне. Цветы растут с учётом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые)
Обязательное условие для уголка природы –наличие календаря природы. В календаре природы мы с детьми специальной стрелочкой отмечаем состояние погоды в текущий день, время года. В отдельном карманчике хранятся картинки с изображением солнца, дождя, ветра, снежинок, тучек, дети самостоятельно находят нужные картинки и размещают в специальном окошке.
С детьми старшего возраста проводим опыты и эксперименты, наблюдаем за объектами, все результаты, происходящие изменения, фиксируем в дневнике наблюдений с помощью наклеек, картинок, зарисовок. Родители приносят в детский сад живые объекты для кратковременного наблюдения, дети с удовольствием рассматривают, кормят животных.
В зависимости от сезона размещаем в уголке природы различные композиции из веточек, листьев, шишек, искусственных снежинок и т. п. Например, осенью в уголок ставим букет из ярких осенних листьев, цветов. Зимой - композиции из веточек ели, искусственных снежинок, ёлочных новогодних игрушек, а также зимой, в конце января, начале февраля организовываем мини-огород, сажаем лук на перо, луковицы цветов (гиацинты, тюльпаны, нарциссы) укроп.
В уголке природы у нас есть предметные картинки, альбомы с изображением птиц, домашних и дики животных, дидактические игры природоведческого характера, гербарии с сухими цветами, листьями, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов, в контейнерах хранятся каштаны, шишки, жёлуди. В соответствии со временем года размещаю макеты: «Лето», «Зима в лесу», «Весна», «Осенний лес» и т. п., а также в уголке природы находятся куклы и другие, знакомые детям персонажи, одетые по сезону. Обязательно присутствуют рисунки, поделки, сделанные детьми и их родителями.
Задача уголка природы - развитие наблюдательности, любознательности, познавательных способностей, формирование первичных представлений о природе, максимальное наполнение жизни в детском саду общением с живой и неживой природой. Уверена, что уголок природы в нашей группе это настоящее окошко в мир природы, который прекрасно справляется с поставленными перед ним задачами.