Татьяна Безменова
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок конструирования «Маленькие фантазёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие фантазёры
Кубики, кубики –
Синие и красные,
Жёлтые, зелёные –
Даша ручкой – мах-мах!
Домик сразу – бах-бах!
Веселится разрушитель,
Улыбается строитель!
Продолжается игра-
Дом построили, ура!
Н. Радченко
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, Уголок конструирования „Маленькие фантазёры“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Строительные центры и уголки конструирования
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Трудно представить себе детский сад, в котором не было бы кубиков, любимого детьми строительного материала. Во все времена дети с большим удовольствием, интересом играют с кубиками, занимаются строительством мебели, домов, кораблей, гаражей…Но если раньше, много лет назад, строительный материал, в большинстве случаев, состоял из деревянных кубиков и железных конструкторов, то сейчас, к большому удовольствию и детей и педагогов, строительный материал представляет собой огромное разнообразие напольных, настольных конструкторов различных видов, материалов, форм, размеров, которые развивают фантазию, воображение, мелкую моторику, а в целом координируют работу не только костной, мышечной, но и нервной системы. Ведь научно доказано, что проекции кисти руки на коре головного мозга находятся рядом с речевой зоной. Одним словом, чем больше развиты пальцы рук и кисти, тем лучше развивается речь ребёнка. Можно с уверенностью сказать, что конструирование любого типа, будь то техническое, художественное, конструирование из природного материала несёт в себе огромный потенциал для развития ребёнка и обязательно должно быть в детском саду, и не только на занятиях по конструированию, дети должны иметь доступ к любому виду строительного материала, конструкторам в любое время. Необходимо организовать в группе уголок строительства, конструирования, где будет собран и упорядочен весь материал для детского конструирования. Это удобно не только педагогу, но и, в первую очередь, детям, ведь можно легко и быстро найти всё необходимое.
В нашей группе уголок конструирования носит название «Маленькие фантазёры» и название, на мой взгляд, полностью это подтверждает, ведь здесь собраны материалы, конструкторы, которые прекрасно развивают детскую фантазию, воображение, представляют детям возможность придумывать, фантазировать. Уголок конструирования располагается рядом с уголком сенсорики, что тоже методически оправдано. Что же у нас есть? Наряду со ставшими уже привычными напольными и настольными пластмассовыми кубиками, у нас есть огромный выбор деревянных конструкторов с определённой направленностью, например: «Городок», «Ферма», «Дорога», «Дома» и т. п. Есть конструктор, который был сделан своими руками из деревянных реек, кстати, преимущество такого конструктора в том, что можно изготовить детали любого нужного размера, любого цвета и в любом количестве, нужно только приобрести рейки, желаемую краску, и вооружиться терпением, но в конечном итоге это намного дешевле, чем приобрести такое количество деталей в магазине.
Говоря о пластмассовых конструкторах, я забыла упомянуть о том, что у нас имеются не только конструкторы с прямоугольными формами и обычными креплениями, есть формы с интересными, непривычными видами крепления, например конструктор «Цветок». Имеются магнитные, поролоновые конструкторы нескольких видов. В большом количестве конструкторы «Лего», как с крупными деталями, так и мелкими, как для мальчиков – танки, самолёты, корабли и т. п., так и чисто девичьи с куколками, различными коняшками, предметами мебели, посуды (как правило, такие конструкторы больше привлекают девочек)
В наличии несколько железных конструкторов с мелкими деталями – шурупчиками, винтиками, различными ключами, схемами, но такие виды конструкторов предназначены для детей старшего дошкольного возраста (как и конструкторы «Лего» с мелкими деталями) Малышам я даю только конструкторы с крупными элементами.
Для художественного конструирования у нас имеется бумага, картон различного типа, ленточки, верёвочки, бумажные тарелочки, стаканчики, пластиковые ложки, вата, поролон, пайетки, пластилин, клей, пуговицы разного цвета и размера и многое другое. Имеется всевозможный природный материал –шишки, жёлуди, ракушки, камни, каштаны, веточки и т. п.
Помните, как раньше дети рисовали, клеили, вырезали одежду для бумажных кукол? Считаю, что это тоже разновидность детского художественного конструирования с элементами моделирования, только в наше время, наряду с традиционным рисованием и вырезанием, здесь тоже больше возможностей. Появились магнитные куклы, куклы на липучках, одежда, различные аксессуары к этим куклам, домики, которые тоже можно конструировать, подбирать, варьировать. У нас имеются наборы такого типа: «Одевашки», «Всякая всячина», «Кукла Настя», «Кукла Лиза» и т. п.
Хочется сказать, что уголок конструирования важный, неотъемлемый элемент развивающей предметно-пространственной среды, выполняющий свои задачи, о которых я не буду сейчас говорить, ведь всем нам, педагогам, они хорошо известны, самое главное, что каждый педагог должен обязательно организовать такую зону у себя в группе, и обязательно подойти к этому творчески, ведь многое можно не только купить, но и сделать своими руками, например кубики из плотного картона с картинками, деревянные кубики, всевозможные яркие коробочки, которые дети смогут тоже использовать для конструирования, вариантов множество. Приобщайте родителей, ведь многое они готовы выкинуть, а творческий педагог всегда найдёт способ «реанимировать» казалось бы, плохенькую вещь. А сколько конструкторов «Лего» имеется у наших детей дома, но которые по ряду причин не востребованы (кому-то надоело или уже не нравится) а вот в детском саду будут как новые. Некоторые виды конструктора я принесла из дома, например настоящие миниатюрные кирпичики нам подарил мой внук Артём. Всем нам известно, что наполняемость РППС, особенно в маленьких детских садах, во многом зависит от педагога, а хотелось бы по-другому (ведь многое приобретается за свой счёт, но осознание того, что всё идёт на пользу и радость детям придаёт силы, уверенность и желание придумывать, по-другому никак!