Елена Канакова
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! В нашем детском саду реализуется образовательная программа «Развитие +» Венгера, гармонично дополненная программами, разработанными педагогическим коллективом ДОУ: «Этикет для маленьких», «Мой город Нефтеюганск».
СЛАЙД2
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, материалами для различных видов деятельности, игровым и спортивным оборудованием в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.
Публикация «Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При организации предметной среды в групповом помещении мы учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Организовали развивающее пространство так, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, свободной и доступной для деятельности детей. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе. Центры для различных видов деятельности не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой центр по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
СЛАЙД 3
Неизменной популярностью пользуется центр «Познания», который включает в себя материалы по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В работе с детьми по знакомству с различными геометрическими фигурами, развитию восприятия, и формированию умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов, используем различные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, дидактические и настольно-печатные игры.
Программа для средней группы по ознакомлению с пространственными отношениями предполагает последовательное усложнение заданий. Например, с целью овладения представлениями о направлениях пространства и способах ориентировки в нём в центре используем фланелеграфы, а также вырезанные профильные фигуры шахмат. Для развития пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства - макет игрушечной комнаты с мебелью, а также различные планы: план групповой комнаты, приёмной, спальни, первого этажа детского сада.
СЛАЙД 4
В средней группе знакомим с шахматными фигурами, правилами игры в шахматы, тем самым развивая интеллектуальные способности, память, воображение. Увлекаясь этой игрой, наши маленькие непоседы становится усидчивее, озорники – выдержанней, зазнайки – самокритичней. Оформлены дидактические игры, пособия. Имеется напольное полотно, настенная магнитная доска.
СЛАЙД 5
Для организации детской исследовательской деятельности оборудован центр экспериментирования. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. На полочках для детского экспериментирования размещаются природный и бросовый материалы. Воспитанники, используя атрибуты и материалы для опытов, получают знания по развитию представлений о свойствах воздуха, магнита, воды, почвы, осваивают экспериментирование, развивают познавательную активность. Иллюстративный и наглядный дидактический материал способствует развитию элементарных естественно-научных представлений об анатомии и физиологии человека (опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная, нервная система, кожа и органы чувств).
СЛАЙД 6
Центр экологического развития служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С целью ознакомления представлений о жизни растений и животных в зависимости от смены времени года используем модель «Времена года», то есть круговую диаграмму и модели-значки явлений природы, обозначения которых соответствуют моделям, предусмотренных программой «Развитие+».
В центре подобраны различные дидактические игры, способствующие развитию представлений о природе ближайшего окружения, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
В группе с марта высаживаются «Огороды на окне», где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать и ухаживать за растениями.
СЛАЙД 7
В группе нами также созданы необходимые условия для конструктивной деятельности воспитанников. В центре в разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов, который храним в специально лотках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек, что способствует развитию действий пространственного моделирования предметов, дальнейшему совершенствованию умений и навыков конструирования. При обучении графическому изображению используем трафареты, изготовленные из прозрачно пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. С помощью схем-развёрток дети приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (сверху, сбоку, спереди). Мобильность центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Постройки, объединенной одной темой, служат благоприятной средой для сюжетно – ролевых и режиссерских игр.
СЛАЙД 8
В шумном пространстве игровой комнаты мы создали островок тишины и спокойствия, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Это центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнен яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей. Для развития воображения, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства используем в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок. При обучении детей ориентировке в звуковой стороне речи включаем в работу дидактические игры, речевые кубы, при использовании которых у детей формируются умения сравнивать слова по звучанию, закрепляются знания о протяжении слов, развиваются умения подбирать слова с заданным звуком и определять первый звук в слове, умения дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.
СЛАЙД 9
С целью развития у дошкольников умения видеть необычное в обычных предметах; развития творческих способностей в группе нами оформлена мини-мастерская «Весёлый карандашик». Здесь дети создают атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций. Юные художники учатся работать с цветом, создавать живописные композиции, использовать оппозиционные пары: «Злое -Доброе», «Тёмная ночь и ясное утро»; учатся соотносить предмет, его пропорции с пространством листа; осваивают навыки работы с цветовым пятном, выразительной линией. В центре накоплен разнообразный дидактический и иллюстративный материал, с помощью которого знакомим детей с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством, учим использовать элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение.
СЛАЙД 10
Театральный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Наши дети - большие артисты, и поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
.СЛАЙД 11
Для игр-драматизаций по сказкам в центре имеются костюмы, театрально-игровые атрибуты, различные виды театра: на фланелеграфе, кукольный, настольный, пальчиковый, театр с игрушками Бибабо, перчаточный, на кружках, на конусах.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе функционирует центр «Веселые нотки», который способствует закреплению полученного на музыкальных занятиях опыта, формированию уверенности в себе, активности, инициативе, а также знакомству и обучению игре на простейших музыкальных инструментах. В центре создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
СЛАЙД 12
В приёмной нашей группы размещен центр физического развития, целью которого является развитие двигательной активности, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Яркий, веселый, физкультурный центр лаконично и гармонично вписывается в предметно-развивающее пространство. Совместно с родителями центр пополнили нестандартным оборудованием: султанчиками, эспандерами, дорожками здоровья. Предметное наполнение центра используем в подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, в комплексах взбадривающей и утренней гимнастики.
СЛАЙД 13
С целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, в быту и на улице, создан центр безопасности. С целью обучения детей правилам дорожного движения, мы пополнили центр макетом по правилам дорожного движения, плакатами, дидактическими играми, наглядным материалом, подобрали детскую художественную литературу. Полезным дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, где воспитанники самостоятельно моделируют ситуации опасности на проезжей части. Для формирования у детей умения правильно выбирать безопасные места для своих игр в центре подобрали иллюстративный материал, а также игрушечные машины разных размеров и предназначений.,
СЛАЙД 14
С целью совершенствования навыков культурного поведения, повышения культуры взаимоотношений и формирования у детей этических представлений реализуем программу «Этикет». Для формирования культуры речи, культуры поведения в общественных местах и транспорте, культурно-гигиенических навыков, культуры обращения с книгой и вещами подобран иллюстративный и дидактический материал, художественная литература. В средней группе формируем умение выполнять обязанности дежурных, воспитываем положительное отношение к труду. Дежурство по столовой введено с начала года, а с середины - дежурство по занятиям. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных кармашках на панно «Мы дежурим».
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, позитивных переживаний пребывания в детском саду в группе находится папка с играми на групповое взаимодействие, психогимнастиками, потешками, стишками. С целью обучения освоению правил проявления и распознавания своих чувств и чувств другого человека в используем дидактические игры, пособия картинки с изображением людей или животных в разных эмоциональных состояниях, сюжетные картинки, отражающие ситуации взаимодействия людей. Для определения настроения каждого ребёнка в нашей группе создано панно «Моё настроение». Чтобы дети могли самостоятельно фиксировать своё настроение, имеется картотека с фотографиями детей.
СЛАЙД 15
С целью формирования семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств в группе оформлен центр «Мой город - Нефтеюганск». Здесь представлены альбомы с фотографиями: «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад»; панно «Семейное древо»,. Благодаря работе с альбомами, дети знают свою фамилию, имя; имя, отчество родителей, место работы; свой домашний адрес, название детского сада, города, где живут дети; основные трудовые действия представителей различных профессий; предметы быта; домашних и диких животных.
СЛАЙД 16
При воспитании мальчиков и девочек организуем совместные игры, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, игра «Ателье». Девочки выступают в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчат на швейных машинках, снимают мерки.
СЛАЙД 17
В сюжетно-ролевой игре «Моряки» главная роль отводится мальчикам, они с удовольствием надевают форму моряка. Девочки в этой игре выполняют роль медсестры, связистки, повара. Также совместно с родителями оформили сюжетно-ролевые игры, такие как: «Спасатели», «Мастерская» — для мальчиков; «Парикмахерская», «Семья», «Поликлиника», «Магазин», — для девочек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Насыщенная предметно-пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. При создании развивающего пространства в группе учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.
Процесс формирования предметно-пространственной развивающей среды группы находится постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.