Любовь Олеговна Семенова
Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: воспитатель Семенова Л. О.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Публикация «Проект „Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель: Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта :
1. Создание благоприятных условий для формирования личности ребенка, его индивидуального развития.
2. Создание единой системы работы администрации, педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей по данному направлению.
3. Внедрение современных подходов по организации развивающей предметно-пространственной среды
Вид проекта : педагогический
Тип проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, родители
Сроки реализации проекта : октябрь 2015г. – август 2016г.
Обоснование актуальности проекта :
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Поэтому в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив решил разработать и реализовать педагогический проект ДОУ на тему «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка в соответствии ФГОС».
Теоретические основы проекта
Одной из успешных условий реализации основной образовательной программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с положениями стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, групп, а также территории для прогулок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна основываться на принципах:
Принципы построения развивающей среды
Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка
Принцип активности
Принцип стабильности-динамичности
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
в эстетической организации среды
Принцип открытости-закрытости
Принцип учета половых и возрастных различий детей
Принцип активности :
- это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды, её изменении, обогащении). Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Функции РППС ДОО
В соответствии с ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами:
Психологическая, физическая и функциональная безопасность;
Правильная возрастная адресация;
Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);
Функциональная (игровая) привлекательность;
Возможность организации коллективной деятельности;
Дидактическая ценность;
Развивающие возможности;
Эстетическая ценность;
Методическая обеспеченность;
Долговечность.
Реализуемые виды деятельности посредством РППС
Игровая
Коммуникативная Познавательно-исследовательская
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная активность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Трудовая
Ожидаемый результат:
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного развития двигательной активности ребенка, формирования его личности;
- повышение профессионального уровня педагогов;
-целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
II этап – Основной (практическая реализация проекта)
III этап – Заключительный (подведение итогов, создание материалов по проекту)
I этап – Подготовительный
Октябрь 2015г. г. – Январь 2016г.
Задачи:
• Изучить научно-методическую литературу и документацию по данной теме
• Создать необходимые условия
• Сформировать творческую группу для планирования и внедрения работы (воспитатели группы, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, родители)
• Изучить мнения родителей по данному направлению
• Изучить и внедрить в практику инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды
• Разработать эскизы оформления помещения
Содержание 1 этапа:
• анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами
• изучение санитарно-технических норм и требований;
• проведение совещания педагогического коллектива: определение цели и задачи проекта; создание творческой группы
• разработка проекта «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка»
• изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах
• разработка эскизов оформления центров по образовательным областям
• отбор лучших разработок для внедрения
Ожидаемый результат:
Педагоги теоретически подготовлены к проведению данной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, разработаны эскизы оформления центров)
II этап – Основной (практическая реализация проекта)
февраль 2016 г. – май 2016 г.
Задачи:
• Повысить уровень компетентности педагогов
• Повысить компетентность родителей в данном вопросе
• Обеспечить преемственность в деятельности музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников.
• Разработать индивидуальные групповые проекты организации развивающего пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта
Содержание 2 этапа:
• обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме: «Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС»
• педагогический совет «Подбор и размещение в групповых помещениях материалов и оборудования с учетом ФГОС»
• консультации на темы: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы», «Развитие двигательной активности дошкольников» и др.
• анкетирование педагогов: изучение их отношения к данной проблеме, наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности
• организация консультативно - просветительской работы с родителями
• внедрение новых подходов к организации предметно - развивающей среды
• модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства
• оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности
• разработка проектов по организации предметно-развивающей среды
Ожидаемый результат:
Создание пространства, удовлетворяющего активным двигательным потребностям развития каждого ребенка;
Повышение уровня профессионального мастерства у педагогов;
Повышение компетентности родителей в данном направлении;
Улучшение предметно-пространственной среды детского сада.
III этап – Заключительный
июнь 2016г. -август 2016г.
Задачи:
• Соотнести результаты проектной деятельности с поставленными задачами и целью.
• Скорректировать проектную деятельность по результатам исследования.
• Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции.
Содержание 3 этапа:
• завершение создания предметно-развивающей среды в группах, отвечающей современным требованиям
• подведение итогов – определение задач для новых проектов
• защита проектов по организации предметно-развивающей среды
• оформление материалов по дизайн-проекту
• изготовление фотоколлажа «Было - стало» по предметно-развивающей среде в группе
• итоговая презентация проекта
Ожидаемый результат:
Данный этап является заключительным, он подводит итоги деятельности на всех предыдущих этапах.
На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Следующим этапом было проведение совещания педагогического коллектива, где определили цели и задачи проекта, создали творческую группу.
Затем творческая группа педагогов разработала проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка».
В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, художников, мастеровых. Ими были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах.
Затем разработали эскизы оформления игровых уголков: уголок физического развития, речевой уголок с элементами зоны уединения. Остальные эскизы в стадии доработки.
Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ стала :
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Создание предметно – развивающей среды по образовательным областям :
Направление развития Оснащение
Физическое развитие.
Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.
Уголок Айболита
Познавательно – речевое развитие Учебная зона
Уголки экспериментирования
Уголки книги
Зоны конструирования
Уголки природы
Мини - музеи
Зона настольно –печатных игр
Художественно – эстетическое развитие Уголки ИЗО
Музыкальные уголки
Уголок для ролевых игр
Уголки ручного труда
Социально- личностное развитие Уголки природы
Уголки безопасности
Уголки мальчиков и девочек
Уголок дл ролевых игр