Марина Воробьева
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что с самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей (игровой) среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, в этот период активно развивается предметная деятельность. Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и т. д.) диктует особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того какая среда, окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интелектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно чтобы среда соответствовала возрасту и была развиваюей. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.
Давайте рассмотрим, какие требования к развивающей предметно-пространственной среде предъявляются сегодня в контексте ФГОС:
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых;
- двигательную активность детей;
- возможность для уединения;
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть построена с учетом следующих принципов:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип открытости — закрытости.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей.
5. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
В раннем возрасте (1 год-3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятия смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
- двигательная активность.
Какие же функции имеет предметно-развивающая среда в группе раннего возраста :
• познавательная – вводит ребенка в мир знакомых предметов и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений;
• оздоровительная – обуславливает развитие двигательной активности малыша, соответствует оздоровлению.
Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом представлено уже в приведенном выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Зонирование необходимо четко продумать, и создавать таким образом, что бы материалы, стимулирующие формирование познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами — расстановкой мебели и оборудования.
• Зона (пространство) двигательной активности;
• Игровая зона (пространство) «Жилая комната»;
• Зона (пространство) игровых двигательных модулей;
• Уголок изобразительной деятельности;
• Уголок музыкально-театрализованной деятельности;
• Уголок ряженья и «Парикмахерская»;
• Книжный уголок;
• Дидактический стол;
• Зона (пространство) сенсорного развития
• Уголок Уединения;
• Уголок «Поликлиника»;
• Центр воды и песка (экспериментирования);
• Уголок Природы