Екатерина Сергеева
Развиваем элементарные математические представления у детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем элементарные математические представления у детей с нарушениями зрения
Л. С. Выготский говорил о том, что понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Развиваем элементарные математические представления у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида выделяются следующие задачи по формированию элементарных математических представлений:
1. формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени;
2. усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерения.
Очень важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.
Л. И. Плаксина в своем методическом пособии «Математика в детском саду» говорит о том, что обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определят успешность обучения их в школе.
В занятия по математике полезно включать элементы рисования. Такие упражнения способствуют закреплению понятий «верх», «низ», «верхняя сторона», «правый угол», «левый», «верхний», «нижний» и т. д. Упражнения рекомендуется проводить не только с помощью рисования, но и с использованием игрушек, когда по ходу игры требуется поместить зайчика в левом углу комнаты, мишку — посередине и т. д. Полезны и упражнения типа «Найди место в комнате».
Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета полезно вести счет с опорой то на зрение, то на слух, то на осязание.
Для того чтобы обучить детей счету разных групп предметов и сопоставлению их, можно предложить, например, выложить из имеющихся 9 палочек домик, потом флажок, елочку, заборчик и т. п. Формирование математических представлений требует индивидуального подхода к детям, особенно в тех случаях, когда у ребенка резко снижена острота зрения, ослаблено здоровье и отмечаются задержки в психическом развитии. Во время занятия обязательно соблюдение медицинских показаний (окклюзия, использование подставок).
Построение коррекционно-воспитательной работы в нашем саду опирается на методику развития элементарных математических представлений Плаксиной Л. И. и осуществляется в следующих направлениях:
1. формирование понятия числа и счета;
2. развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
Предлагаем вашему вниманию описание некоторых заданий, методов и приемов, систематизированных по выделенным Л. И. Плаксиной направлениям формирования элементарных математических представлений.
1. Формирование понятия числа и счета.
В процессе этой работы происходит продолжение обучения детей счету как средству для установления величин и сравнения двух или нескольких множеств между собой.
При реализации этого направления развития особое внимание уделяется развитию зрительного восприятия цифр. Используются такие упражнения как «Числовой домик», «Что на что похоже», «Соедини правильно» и др.
Для выполнения задания «Числовой домик» ребёнку предлагается числовой домик, который он должен заселить числами. В случае если ребенок не справляется, педагог оказывает ему помощь:
- на уровне наглядно-действенного мышления ребенку предлагается составить нужное число из наглядного материала («Пересчитай коров и раздели их на два стада»).
- на уровне наглядно-образного мышления в качестве наглядного материала выступают символы («Четыре коровы мы обозначаем кружком, из какого количества кружков можно получить восемь коров»).
- на уровне словесно-логического мышления ребенок начинает оперировать числами («Из каких чисел можно составить число восемь?»).
При осуществлении обучения необходимо помнить, что наглядный материал должен соответствовать требованиям к наглядности для детей с нарушенным зрением (размер, яркость, четкость, рамка)
Для выполнения задания «Что на что похоже» детям предлагается придумать, на что похожа та или иная цифра. В случае затруднений педагог помогает детям, предлагая свои варианты, показывая соответствующие картинки. Затем детям предлагается нарисовать наиболее понравившуюся ассоциацию.
Для выполнения задания «Соедини правильно» детям предлагаются перфокарты, на которых с одной стороны изображено разное количество предметов, а с другой - цифры. Нужно соединить изображения с соответствующей цифрой. В случае затруднений педагог помогает ребенку пересчитать предметы, напоминает, какой цифрой обозначается данное количество («столько цветочков обозначаются цифрой, похожей на дверной замок. Подумай, что это за цифра»).
2. развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста является составной частью их умственного развития. На основе этих представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, они служат основой для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки и отношения предметов и явлений окружающей действительности.
Развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве осуществляется не только на занятиях, но и во время подготовки к ним, а также в повседневной бытовой деятельности.
Детям предлагаются такие задания как «Вместительный шкаф», «Улица», «Найди клад» и др.
Для выполнения задания «Вместительный шкаф» детям нужно заполнить шкаф игрушками по инструкции педагога. Затем педагог заполняет шкаф игрушками по инструкции детей.
На начальном этапе обучения (наглядно-действенное мышление) дети закрепляют понятия «вверху-внизу» («Поставь зайца на верхнюю полку, а черепашку - на нижнюю», «Какая игрушка находится выше всех остальных?», затем «слева-справа», «между», «в углу», «в центре» («Поставь лису на самую верхнюю полку в левый угол, рядом поставь матрешку, в левый угол самой нижней полки поставь машину, между матрешкой и лисой поставь ежика.»). По мере улучшения выполнения детьми данного задания, количество игрушек возрастает.
Затем дети начинают действовать с плоскостными изображениями шкафа и игрушек (наглядно-образное мышление): «Посмотри на картинку. Какие игрушки находятся между первой и третьей полкой, что лежит между куклой и медвежонком и т. д.».
На уровне словесно-логического мышления педагог читает детям рассказ, а дети затем отвечают на вопросы по его содержанию («Что лежало на верхней полочке Васиного шкафа? Где лежали расчески?»).
Для выполнения задания «Улица» детям предлагается макет улицы.
На начальном этапе обучения дети узнают о том, что где расположено, о понятиях «ближе-дальше», действуют с макетом (наглядно-действенное мышление) («Поставь красную машинку между высоким и низким кустом, низкий куст - перед низким домом и т. д.», учатся отвечать на вопросы: «Что стоит ближе к тебе, высокое дерево или зеленая машинка, что находится между высоким домом и низким и т. д.»
На уровне наглядно-образного мышления дети обозначают пространственные отношения между объектами макета на плоскости, в качестве объектов выступают их символические обозначения («Расположи объекты на своем фланелеграфе так же, как они расположены на макете»).
На уровне словесно-логического мышления педагог просит детей рассказать об их маршруте в детский сад, что где находится.
Для выполнения задания «Найди клад» детям предлагаются карты, на которых изображен путь следования с тем, чтобы найти в комнате спрятанные предметы. Изучив схему, детям нужно отыскать в макропространстве все указанные на микросхеме объекты. На начальном этапе дети должны найти 2-3 объекта, постепенно их количество увеличивается.
Вначале на картах указываются реальные изображения предметов (картинки, фотографии, которые затем заменяются на пиктограммы. Потом дети сами составляют словесные карты-схемы.
Также на занятиях проводятся небольшие диктанты на ориентировку на листе бумаги («Возьмите в руки фломастеры и поставьте точку прямо в середине листа. Теперь поставьте точку в правом нижнем углу. Теперь - в левом нижнем углу. Соедините эти три точки линиями. Какая фигура у вас получилась?»).
Кроме предложенных выше вариантов заданий, необходимо использовать задания для работы с геометрической рамкой. Это делается для закрепления представления о геометрических фигурах, совершенствования математического словаря, развития глазомерных возможностей, формирования умений соразмерять различные по размеру предметы и объекты, которые благотворно способствуют упражнению зрения. Используются задания «Подбери аквариум» (необходимо подобрать каждой рыбке подходящий для нее аквариум, «Нарисуй животное» (необходимо с помощью геометрической рамки нарисовать животное). «Обведи и закрась» (дети по инструкции педагога обводят геометрические фигуры, затем в соответствии с инструкцией их раскрашивают).
Во время коррекционно-развивающей работы с детьми проводятся задания, направленные на развитие восприятия величины (объема, высоты, толщины, а также обогащается их словарный запас. Успех овладения математическими знаниями детей во многом зависит от интереса, который проявляют они к математике, поэтому все задания предъявлялись в интересной для детей форме.
При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа с взрослым.