Юлия Маклакова
«Развиваем внимание и память». Занятие для 1 класса в рамках развивающей программы «Лестница роста»
Развивающее занятие "Развиваем внимание и память". 1-й класс
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.
Публикация «„Развиваем внимание и память“, Занятие для 1 класса в рамках развивающей программы „Лестница роста“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Память. Развитие памяти у детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.
Данное занятие “ Развиваем внимание и память” – проект одного из занятий в рамках развивающей программы “ Лестница роста”ориентированной на оказание помощи и поддержки детям 1-го класса, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Занятие рассчитано на 40 минут, его может проводить как педагог-психолог в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “девочки”.
Цели и задачи занятия :
• развитие зрительной памяти и произвольности внимания;
• развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;
• развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.
• развитие коммуникативных навыков.
• формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
Ход занятия
1.(Слайд 2)
Добрый день ребята. Вы готовы меня слушать? Какое у вас сегодня настроение?
2.(Слайд 3) Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”.
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу :
• Какой любимый фрукт у (имя ученика?
• Кто из ребят назвал яблоко? И т. д.
• Какой из названных фруктов желтый?
3.(Слайд 4) “Интеллектуальная разминка”.
В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
• Сколько дней в недели?
• Какое число больше? 7 или 9
• Что идет, не двигаясь с места?
• Какой день недели идет после среды?
• Бабочка, пчела, голубь, муха какое слово лишнее?
• Помидор, морковь, свекла, картофель, как все это можно назвать одним словом?
• У собаки шерсть, а что есть у рыбы?
• Самое крупное животное, кто это?
4.(Слайд 5) Тренировка зрительной памяти.
Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание, предложите ответить на следующие вопросы:
• Сколько картинок было представлено?
• Какого цвета машина?
• Сколько вагонов было у паровоза, (какого они цвета, желтого, синего?
• Какая фигура была изображена на картинке?
• Какая картинка двигалась?
• Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название?
• Какая картинка была изображена в правом нижнем углу?
5.(Слайд 6) Физ. минутка
Постарайтесь правильно выполнить движения:
• Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
• Если услышишь название птицы – потопай ногами,
• Если услышишь название дерева – подними руки вверх.
Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.
6.(Слайд 7) Упражнение “Зайчишка” изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).
Ребята посмотрите, стоит в лесу избушка, а вам интересно узнать кто в ней живет? Если вы правильно выполните задание узнаете хозяина этого домика.
Повторим где у нас правая рука, а где левая?
Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.
1 клетку вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз,1 клетку влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз,1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо 2 клетки вниз,2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток вверх.
Кто же у нас оказался хозяином домика? Правильно, это зайчонок, у него длинные уши и маленький хвост, Дорисуйте своему зайчонку глаза. А какого цвета заяц бывает зимой, а летом?
7.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:
• Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
• Поверните голову влево;
• Пожалуйста, опустите правую руку;
• Хлопните в ладоши как я;
• Топните ногой
• Пожалуйста, топните левой ногой;
• Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
• Поднимите вверх две руки как я;
• Пожалуйста, присядьте;
• Встаньте;
• Пожалуйста, встаньте;
• Сядьте за парты;
• Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.
Победителям дарим аплодисменты.
Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).
Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.
8.(Слайд 9) Упражнение “Девчата” детям раздаются бланки корректурной пробы
А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите в ваши тетради, здесь изображены девочки. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем они отличаются. (Поиск различий вместе с педагогом).
После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех девочек с закрашенными черными волосами и бантиками, которые не улыбаются”.
Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех девочек, волосы у которых не закрашены и они улыбаются.
А сейчас каждый из вас проверит, правильно ли он выполнил задание. Посмотрите, как получилось у меня. Надеюсь у вас также.
10.(Слайд 13-14) Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”.
Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
А теперь оцените свою работу выберите каждый карандаш и нарисуйте тот смайлик, как вы сегодня оцениваете свою работу.
• Красный – получилось все отлично;
• Зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
• Синий – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.
Всем спасибо за внимание!
Литература
1. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова – М. : Издательств “Ось-89”, 2003.
3. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М. : Глобус, 2008.
4. Екжанова Е. А., Фроликова О. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб. : КАРО, 2007.
5. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М. : “Ось – 89”, 2006.