Валентина Ильина
Развиваем речь малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт по развитию речи с детьми раннего возраста
Воспитателя группы №2 Ильиной В. И.
Я работаю с детьми раннего возраста более 40 лет. В последнее годы дети приходят в нашу группу в основном малоговорящие, их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2 – 3 ребёнка приходят с хорошо развитой речью. Причины недоразвитой речи могут разные : и наследственность, и перенесённые заболевания, и условия семейного воспитания.
Темочки:
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Свою работу по развитию речи у детей я начинаю с установления эмоционального контакта с ребёнком. Изучаю его индивидуальные особенности, провожу диагностику развития речи : обследую параметры: понимание речи и активная речь. На основании выделенных проблем ставлю перед собой цель – способствовать развитию активной речи у детей. Начинаю свою работу по речевому развития детей с накопления представления об окружающем. Знакомлю детей с предметами ближайшего окружения: посудой, мебелью, игрушками, животными. Объясняю назначение предметов, читаю стихи, показываю картинки и реальные предметы в окружающем, Чтобы закрепить название слов, использую тематическое лото с изображением животных, игрушек, мебели и т. д. различные парные картинки, вкладыши. Когда дети находят и показывают предметы, происходит активизация слов в речи детей, слова переходят из пассивного словаря в активную речь. Использую различные словесные дидактические игры. Дети любят эти игры. Игровые действия в этих играх побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произношении звуков и слов. Такие игры на развитие голосового аппарата и звукопроизношение: «Кто как кричит», «Кто что делает», игры на развитие речевого дыхания : «Сдуй шарики». «Змейка «, «Насос», игры на развития речевого слуха : «Зайка зайка иди к нам», «Миша Миша приди», Игры на развитие артикуляционного аппарата: «Дудочка», «Часики», «Спрячь конфетку». Нравятся детям игры на произношении отдельных звуков: звук – с «СА – СА – к нам летит оса, звук з - ж «под зелёным под кустом ёжик строил себе дом», звук щ «щёки щиплет нам мороз, щиплет лоб и щиплет нос» и т. д. Важную роль в развитии речи детей играют пальчиковые игры Развитие мелкой моторики – это согласованные движения пальцев рук, умение ребё нка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать лепить. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью, развивая пальчики ребёнка – мы развиваем его речь. Помимо игровых действий с пальчиками: «Сорока – сорока», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик бабушка» и др. Я делаю массаж пальчиков у малышей – катаем каштаны, карандаши между ладошками. Детям нравятся игры – шнуровка, прищепки, рисование крупой, игры с нитью – разматывание и сматывание клубочка – паучки, бабочки. Используем игры с пазлами, конструктором, мозаикой. Очень нравится игра с платочком – медленно засовываем платочек в кулачок и с силой его вытягиваем. Помогают «разговарить» детей различные потешки, прибаутки, загадки, сказки. Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенки. Очень важно играть весело, интересно меняя скорость и тембр голоса. Скоро дети запомнят связь между словами и движениями и сами будут повторять их со взрослыми. Сказки – эффективный фактор речи. Я всегда рассказываю, а не читаю детям сказки. При таком подходе я как бы разговариваю с каждым ребёнком, глядя ему в глаза, воспитывая тем самым важное умение – слушать и понимать речь. А инсценируя сказку, дети превращаются из слушателей в героев сказки с различными характерами. Концентрируя внимание ребёнка на игровое действие или персонаж, мы не заметно для него подталкиваем его к активной разговорной речи. Стараюсь использовать фольклорные произведения в различных режимных моментах: в самостоятельных играх –детям нравится, когда я укладываю куклу беру игрушку на руки начинаю ласково петь: баю бай, дети дружно повторяют и после таких обыгрываний малыши быстрее запоминают песенку и переносят её в повседневную игру. При умывании – водичка –водичка, при приёме пищи – курочка поела уточка поела а ты ещё нет? где твоя ложка съешь хоть немножко, при одевании – маша варежку надела. При укладывании спать. Работа по речевому развитию у наших малышей ведётся в течении всего дня пребывания ребёнка в группе. Кроме нод, работа в этом направлении проводится и на прогулке, в различных играх, беседах, наблюдении. Дети любят играть в подвижные игры с забавными стишками, которые активно стимулируют речь детей. Чем веселее и интереснее речевое сопровождении, тем больше игра нравится детям и эффективна в развитии речи. Стараюсь поговорить с каждым ребёнком в течении дня. Даю образец правильной, грамотной речи. Беседую о прошедших событиях в жизни малышей, рассматриваем сюжетные картинки, учу строить предложения из 3 -4 слов, что способствует развитию фразовой речи у детей. Предметно развивающая среда является необходимым условием для речевого развития ребёнка. Ведь для развития речи малышей имеет огромное значение организация интересной содержательной деятельности, в которой ребёнок приобретает опыт общения с взрослым и своими сверстниками. В нашей группе создана комфортабельная, уютная, рациональная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом и является основой для развития речи и действия ребёнка.
Работа по речевому развитию ведётся в тесном контакте с родителями. Ведь родители часто не знаю особенностей развития своих детей, соответствует ли их речевое развитие данного возраста и поэтому на первом родительском собрании о развитии детей раннего возраста такие сообщения вызывают открытие у многих родителей. Работа с родителями в этом направлении ведётся в разнообразных формах. Помимо родительских собраний, провожу различные индивидуальные беседы, консультации. В уголках для родителей помещаю различную информацию с рекомендациями по данному вопросу. Особенно большой интерес у родителей вызывает напечатанный материал с картотекой и правилами игры с пальчиками, дыхательной гимнастикой, игры на звукопроизношение. Часто берут домой, для себя копируют, потом рассказывают, как детям нравится дома играть в эти игры. Помогаю родителям разъяснить – чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, чтобы эта игра приносила радость малышу и была для него интересной, в противном случае, он откажется от игры, объясняю всю важность этих игр для речевого развития малыша. Рекомендую больше разговаривать с ребёнком, объяснять назначение предметов и действий с ними, говорить правильно, по –взрослому.
Итак, в процессе такой работы, пришедшие, не говорящие крохи начинают говорить сами, доставляя удовольствие родителям и педагогу. В конце учебного года провожу диагностику речевого развития и как результат речевое развитие заметно улучшилось : сопровождают речью игровые действия, по просьбе взрослого проговаривают слова, небольшие фразы, отвечают на простейшие вопросы, могут рассказать об изображённом на картинке, об игрушке, о событиях из личной жизни, знают стишки и подпевают песенки.