Елена Ботникова
Развивая мелкую моторику рук, развиваем речь
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка [4, C. 123].
У детей дошкольного возраста речь проходит несколько этапов развития, она не является врожденной способностью, развитие речи зависит от речевого окружения, от воспитания.
Помощь ребёнку в развитии речи могут оказать не только педагоги дошкольного учреждения, но и родители, которые могут не только читать сказки и разговаривать с малышом, а заниматься с ним лепкой, аппликацией, тем самым развивая ребенку мелкую моторику рук.
Публикация «Развивая мелкую моторику рук, развиваем речь» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ещё в 1957г., советским учёным Л. А. Новиковым и в 1968г., Л. А. Кунцевым, была доказана взаимосвязь речи и мелкой моторики рук.
Мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит разве мало пользы. Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец [3, с. 416].
Развивать моторику рук важно в дошкольном возрасте, можно нанизывать бусы на ниточку, одевать раздевать кукол, кроме этого можно заниматься лепкой.
В процессе лепки дети осваивают способы и приёмы работы с различными пластичными материалами. Пластичный материал это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное[1, с. 224]. Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки [2, с. 96].
Всем родителям, для занятий с детьми, вместо традиционного пластилина я предлагаю заняться с детьми лепкой из соленого теста.
С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста, оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками [5, с 64].
Если родители не захотят использовать гуашь, а сделать тесто на 100% экологически безопасным, могут использовать пищевые красители, но таковых иногда не бывает под рукой, для этого подойдут кофе, какао, куркума и бады.
Кроме обычного соленого теста, можно завести и заварное. Для этого возьмем 1 стакан муки, стакана соли,1 стакан воды и пачку лимонной кислоты – которая будет являться консервантом, 1 столовую ложку растительного масла,все ингредиенты слаживаем в кастрюлю и ставим на медленный огонь, постоянно помешивая, получаем пластичную массу. В отличие от простого соленого теста, заварное не прилипает к рукам, не остается на руках соль, и может храниться месяц.
Лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Лепка это творческий процесс, ребенок-автор, может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Литература.
1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард. М. : Академия, 2011. – с. 224.
2. Буре Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. М. : Просвещение, 2010. – с. 96.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М. : Академия, 2010. – с. 416.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. М. : Просвещение, 2011. – с. 191.
5. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М. : Карапуз, 2010. – с. 64.