Щепелина Ольга Васильевна
Развиваем речевое дыхание дошкольников. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития речевого дыхания. Правильное произношение звуков тесно связано с дыханием, поэтому для формирования речи дошкольников необходимо развивать правильное речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержки силы и громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Маленьким детям правильное речевое дыхание дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо и поэтому детям свойственна быстрая речь, проглатывание окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Целью дыхательных упражнений является увеличение объёма дыхания, нормализация ритма, выработка плавного и длительного выдоха. Дыхательные упражнения способствуют не только формированию правильного речевого дыхания, но и помогают научить ребенка правильному произношению звуков. Игры и упражнения на формирование речевого дыхания планируются при проведении индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Публикация «Развиваем речевое дыхание дошкольников, Фотоотчет» размещена в разделах
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания и развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.
Задачи:
1. Развивать речевой выдох.
2. Формировать целенаправленную воздушную струю.
Ожидаемый результат:
1. У детей будет сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя.
2. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Игра «Кто дольше?»
Цель: развить речевое дыхание, силу голоса.
Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу. По сигналу логопеда одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть заданный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Игра «Музыкальные свистульки» Цель: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Используются пластмассовые или деревянные трубочки-свистульки, дудочки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка, имитировать звуки оркестра.
Игра «Сдуй снежинку» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Игра «Вертушка»
Цель: развить выдох, укрепить мышцы губ.
Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.
Игра «Лети бабочка»
Цель: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.
Логопед показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними: «Какая бабочка улетит дальше?». Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Игра «Лестница»
Цель: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого. Перед началом игры логопед показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Литература:
1. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М. : Книголюб, 2004. - 132 с.
2. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10