татьяна кудрова
Упражнения по развитию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Как работать над развитием фонематического слуха
Работа над звуками очень тесно связана с развитием умения различать, слышать их. Дома можно с ребенком выполнять игровые задания:
Первое задание:
Оркестр.
Публикация «Упражнения по развитию фонематических процессов» размещена в разделах
А). Инструкция: «Угадай, какой инструмент звучит». За ширмой различные музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, дудочка, металлофон, и другие. Если ребенок справлялся, то задание усложняли, заменив музыкальные инструменты звучащими баночками с различными наполнителями (песок, крупа, пуговица, камешки и т. д.).
Второе задание
театр
Инструкция: «Я буду изображать, какие звуки девочка издаёт, а ты подбери нужную картинку».
а). А!- (кричит девочка). - О?- (удивилась девочка).
А - (поёт девочка). - О!- (стонет девочка).
А - (девочка качает малыша). - О! - (кричит девочка в лесу).
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением девочки. Звуки произносятся с соответствующей интонационной окраской.
Третье задание
испорченный телефон
Инструкция: «Если я скажу слово с ошибкой, покажи красный кружок, а если правильно- зелё ный:
Баман кветка митанин
Паман къекта фитамин
Банан тлетка витамин
Даван клетка виталим».
Перед ребенком соответствующие картинки (желательно)
Четвёртое задание
зарядка
Инструкция: А). «Подпрыгни, услышав звук [А] в начале слова: аист, усы, иглы, апельсин, осень, азбука.
Б). Подпрыгни, услышав звук [У] в слове: гора, муха, сон, суп, киса, ухо.
Пятое задание
шифровальщики
У ребенка счётные палочки.
Инструкция: «Будем зашифровывать слова. Положи перед собой счётную палочку, услышав слово со звуком [Ч] : пачка, тачка, почка, бочка, суп, сук, лук, лупа. А теперь надо расшифровать слова - вспоминаем слова и убираем по одной палочке».
Шестое задание
слова рассыпались
Инструкция: «Составь слово из звуков: Б-А-К, 3-А-Л, С-У-П, М-А-К, Д-О-М». Ребенок называет полученное слово. Определяет порядок расположения звуков в сочетаниях. Звуки произносятся раздельно.
Седьмое задание
кривое зеркло
Инструкция: «Я буду произносить все слова наоборот, а ты скажи слово правильно: ТОК, КЫБ, МОД, АМАМ, НЫС».
Замечу, что эти задания подойдут для детей старшего возраста. Малыши учатся различать неречевые звуки: мама ложку положила в чашку, вода льется, бумагу режут ножницами, и т. д. (ребенок угадывает на слух. не глядя)