Светлана Кротова
Развитие звуковой культуры речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогам и и родителями.
Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребё нка подвижность органов артикуляции: языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка; развито речевое дыхание, а также он умеет владеть своим голосом.
Публикация «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах
Очень важно для выработки чёткого произношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребёнку контролировать собственную речь.
В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательно, поэтапно изучение всех звуков родного языка. Систематичные занятия проводятся уже в первой младшей группе детского сада, то есть с детьми 2 - летнего возраста. На этих занятиях малыши в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции : языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая всё более точного воспроизведения звуков родной речи.
Правильное произношение звуков не может также сформировать и без развития у детей таких речевых навыков, как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать слова, сказанные шёпотом и т. д.
У детей 4-5 лет - формируется фонематический слух, обеспечивающий восприятие фонем. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию. Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательных навыки закрепились, необходимо ежедневно по 2 - 3 раза в день проводить артикуляционную гимнастику. Продолжительность её - 10 - 15 минут, причём среди выполняемых упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений дети к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.