Наталья Шитова
Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Звуковая культура речи – составная часть культуры речи.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи).
Публикация «Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Проблема развития звуковой культуры речи – одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения. Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, то есть ее произносительная сторона.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития звуковой культуры речи.
Важность развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана с тем, что звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие». Одной из ее задач является «развитие звуковой и интонационной культуры речи». Это комплексная задача, так как ее решение предполагает организацию педагогической работы с детьми по следующим направлениям, которые обозначены в основной образовательной программе «От рождения до школы» : развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого слуха, воспитание правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).
Во второй младшей группе решаются следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи : - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения; - развитие правильного речевого дыхания; - развитие достаточной громкости голоса нормального темпа, различных интонационных средств выразительности речи; - формирование и развитие речевого слуха.
В 3-4 года – это период активного усвоения звуков родного языка, когда, по наблюдениям А. Н. Гвоздева, «наряду с правильным звукопроизношением наблюдаются пропуски, замены, смешения, уподобление звуков, их смягчение. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерные произносительные недостатки в речи детей этого возраста – смягчение согласных, замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими, отсутствие звука [р] и/или замена его на звук [л], замена заднеязычных звуков переднеязычными : [к] – [т], [г] – [д], а также оглушение звонких звуков»
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, на прогулке и в других режимных моментах. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.
Итого звуковая культура речи усваивается ребенком постепенно и под руководством взрослого (родителей, педагогов). У младших дошкольников она имеет следующие особенности: неправильное произношение звуков, трудных по артикуляционному укладу, неумение пользоваться речевым дыханием, нечеткость, монотонность или торопливость речи, неумение использовать нужные силу и тембр голоса. Все эти недостатки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста необходимо вовремя корректировать в работе по развитию звуковой культуре речи в детском саду и в семье. Средства такой корректировки могут быть самыми различными.