Наталья
Развитие этнокультурного компонента у старших дошкольников посредством духово-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Человека характеризует, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.
Но как воспитать ребёнка духовно богатым, способным разбираться в окружающей действительности и выбрать нужные ориентиры для жизни, научить его любить не придуманную малую родину, такую, как она есть. Ведь любить и сохранять, и приумножать можно только, то что чувствуешь, приемлешь, знаешь и понимаешь.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому всестороннее развитие личности ребёнка не получится без приобщения его к многовековой истории и культуре нашей великой страны. Это наша страна – Россия и мы должны сделать так, чтобы было, что передать в наследство следующему поколению, сохранить самобытность и культуру народа.
В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для целостного развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного этнокультурных ценностях родного белгородского края.
Работа в данном направлении должна основываться на своевременном подходе к воспитанию, единству воздействия на все стороны личности ребё нка: интеллектуальную, эмоциональную, волевую и действенно-практическую; охватывать весь педагогический процесс: специально организованные тематические занятия, праздники развлечения экскурсии, целевые прогулки, игры, свободная деятельность.
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в нашем детском саду последовательно выполнялись несколько принципиальных условий таких как:
• Непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков и которые могут естественно войти в нашу жизнь);
• Продвижение от опыта к знанию (мы в малой степени объясняем детям, как раньше колядовали, но на практике они с удовольствием участвуют в народных развлечениях и тем самым приобретают ценный этнокультурный опыт);
• Использование народного опыта непосредственной в жизни детей (на занятиях знакомим детей с лекарственными травами, учим их различать по строению, запаху и внешнему виду. Рассказываем детям, как в старину эти растения помогали людям излечиться от разных болезней);
• Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями.
Для реализации данного направления необходимо использовать интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре родного края и страны в целом во все виды детской деятельности на основе многоаспектного подхода:
• Доступность знаний, их достоверность, научность;
• Соответствие сложности материала возрасту детей;
• Культурологический и экологический подход;
• Краеведческий опыт.
Важно сформировать у старших дошкольников представление о том, что в мире всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга они просто перестанут существовать. Поэтому главным условием успешной реализации интегрированного подхода является создание в группе предметно-пространственной среды, в которой отражаются и демонстрируются отношения к родной природе, к своему народу, культурным и православным традициям.
Но не только на занятиях дети получают знания об истории и культуре страны, богатейший материал дают наблюдения на прогулках и в повседневной жизни вне детского сада. Экскурсии пополняют знания детей помогают увидеть красоту родной природы, дети приобретаю навыки культуры поведения в природной среде, знакомятся с растениями и животными данной местности.
Воспитательная – образовательная работа по формированию у дошкольников знаний об истории и культуре дают положительные результаты. Выпускники детского сада, отличаются большим запасом знаний об истории белгородского края и России в целом, знают культурные традиции русского народа подвиги героев, знакомы с поэтическими и прозаическими патриотическими произведениями, пропитаны любовью к природе и родине, они отличаются добротой, отзывчивостью состраданием и всесторонним кругозором.
Практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в нашем дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребёнка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.
Литература:
1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1997.
2. Петровская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : Просвещение, 1987.