КУДРЯВЦЕВА НАДЕЖДА
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач воспитания в современном обществе – обучить ребенка видеть и чувствовать другого человека.
Способность сопереживать другим людям в психологии обозначается термином «эмпатия».
Эмпатия это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Публикация «Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Т. П. Гаврилова полагает, что в младшем и среднем дошкольном возрастах дети в состоянии различать наиболее непростые эмоциональные проявления, такие как недовольство или обида, и сопоставлять их с нормативным действием.
Ребенок в этом возрасте способен помогать слабым, вступать на их защиту.
Эмпатия в старшем дошкольном возрасте проявляется в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Л. П. Стрелкова считает, что «эмпатийный процесс предполагает собою цепочку: сопереживание – сострадание – толчок к содействию».
Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.
Развитие эмпатии у ребёнка – неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений. Непосредственно в дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, отзывчивости, гуманности.
Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также дат детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.
Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета, благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.
Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии :
1) сказки - как притчи;
2) сказки - как метафоры;
3) рисование героев сказки, сюжет;
4) изготовление поделок по сказкам;
6) сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.
На основе творческого воображения дошкольников возможно успешное развитие эмпатии : сопереживание героям сказки, сострадание их сложностям, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.
Важно обсуждать героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить его собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Дошкольник сравнивая себя с героями сказок, приписывает себе положительные или отрицательные качества.
При применении сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с детьми над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у детей эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).
Таким образом, сказкотерапия это эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.