Бобкина Дарья Борисовна
Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой»
«Переживать я начал ранее,
чем мыслить»
Жан Жак Руссо
В связи с неведением и малой грамотности родителей, о развитии ребенка, лидирующие позиции в развитии детей, в их понимании занимают знания, умения и навыки, то есть понимание того, что ребенок должен уметь к определенному возрасту. И забывают о необходимости развития эмоционального интеллекта. Умение различать и понимать, что ребенок чувствует, почему беспокоится, как помочь пережить тот или иной стресс, расставание. Формирование в ребенке умения правильно реагировать на окружение, на перемены, на сверстников, уметь с ними находить эмоциональный контакт, править выражать свое недовольство. Злость, тоже занимает место в развитии ребенка. Основная задача взрослых в эмоциональном воспитании ребенка – разнообразить слуховое и зрительное восприятие, побуждать ответные реакции в процессе общения.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Все чаще от родителей по отношению к детям слышно: «не кричи», «не смейся так громко», «не злись», «не плач, ты уже большой» и им подобные, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции. А это крайне важно, поскольку ребёнок раннего возраста впервые входит в социум, от развития его эмоционального интеллекта сейчас зависит его успешная социализации, коммуникация с внешним миром и конечно успешная адаптация. Малыш должен чувствовать, что взрослый понимает его, тогда развитие разнообразных эмоций происходит значительно лучше. Формирование эмоционального интеллекта начинается с момента рождения ребенка, он чувствует интонации в голосе мамы, прикосновения, любовь родных людей. На современном этапе развития общества существует множество гаджетов, способные заменить эмоциональное общение ребенка и взрослого. Это музыкальные игрушки, у которых есть звук, яркие изображения, где-то даже интеллектуальное распознавание шума, плача, цветов радуги, разнообразные планшеты, качалки и прочее. При использовании их у ребенка и взрослого нет контакта, нет видимой зрительно эмоциональной окраски, нет тактильного взаимодействия, таким образом, родители заменяют электронными изобретениями, то, что необходимо ребенку от природы. На момент поступление в сад у ребенка сформирован ряд проблем, связанных с развитием эмоционального интеллекта. Не желание идти на контакт со взрослым и сверстниками, не умение воспринимать и понимать эмоции и отношение, либо просто отсутствие эмоций, либо чрезмерная сдержанность, выливающаяся впоследствии в истерику. В детском саду эмоции стимулирующие развитие ребенка, зарождаются и формируются в непосредственном, общении ребенка и воспитателем. В том числе в играх-занятиях, которые обязательно соответствуют действиям потребностям и возможностям.
Сказка может послужить отличным инструментом к организации работы в данном направлении. Кроме того, что чтение сказок, дает благодатное влияние на контакт ребенка и в обеспечения потребностей эмоционального контакта мама – малыш, но и эмоциональный окрас, интонации при слушании, анализ поступков, характеров героев при проигрывании положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта. В дошкольном же учреждении, говоря о развитии эмоционального интеллекта средствами сказки, можно говорить о налаживании эмоционального контакта и взаимодействия, развитии эмоционального интеллекта путем принятия на себя разных ролей, взаимодействия со сверстниками. Ведь не зря при организации и достижении должного эмоционального контакта взрослый использует игрушку-героя, с которым ребенок охотнее вступает во взаимодействие. Кроме этого, на примере сказок можно мимикой, звуком показать характер того или иного героя, а в последствии, когда ребенок сопоставит ситуацию, в которую попал герой и свою, он может действовать по принципу того героя. «Зайка трусишка – и я боюсь, но это нормально». «Злой и страшный серый волк – и я злюсь за то, что он отобрал у меня игрушку». «Вот, какая репка выросла, удивился дедушка – и я удивляюсь». «Медведь сломал теремок, все звери расстроились – и мне грустно» и т. д. От эмоционального интеллекта зависит, как пройдет привыкание малыша к новым условиям, как будет проходить дальнейшее пребывание в детском саду его адаптация и социализация. У детей нервные процессы пока еще формируются, но при этом физическое и психическое формирование происходит довольно быстро. Поэтому их поведение, эмоциональное состояние могут быть не устойчивы, изменчивы. Ребенок может быстро уставать, капризничать. Чтобы развитие было полноценным нужны эмоции, их смена. Познавательные эмоции будут стимулировать, закреплять детскую деятельность. Без этого невозможно формирование личности.
Изучая вопрос развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста, наблюдается рядпроблем, в том числе с недостаточностью диагностического материала, связанного с развитием эмоционального интеллекта малышей, практических методов и приемов развития. Одним из таких способов является сказка, и становится инструментом, взаимодействия и развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста, но и своеобразным методом в приобщении родителей к сложившейся проблеме. Работа со сказкой в дошкольной практике используется достаточно часто, ее образовательная ценность многогранна, но с точки зрения мониторинга и развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста, практика не имеет такого широкого распространения.
Сказка, благодатный и ничем не заменимый источник эмоционально – нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизньсо злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенкужизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, дает прекрасные образы литературного языка, обогащает и способствует развитию его эмоции, и эмоционального интеллекта в целом.
Литература
1. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду возрастные особенности, адаптация, сценарии дня/Е. В. Жердева. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006. – 21с.
2. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие. /Павлова Л. Н. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – С. 24-30.
3. Петрусенко Е. Как развить эмоциональный интеллект у ребенка : зачем развивать, методики эмоционального интеллекта[https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-detej] (дата обращения 02.02.2022).