Анна Толоконникова
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию свою работу на тему «Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОНР»
Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста включает в себя развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Публикация «Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием преемственности дошкольного и начального общего образования, а так же важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной, так как в последнее время возрастает число детей имеющих недостатки речевого развития.
Коммуникативные умения нужно формировать в процессе различных видов деятельности, главным из которых является развитие речи, без которого невозможен процесс коммуникации.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нере-шительности, проводит к снижению психической активности. У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
У детей с ОНР формирования коммуникативных навыков происходит не-много иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Так же, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая и об эмоциональной сфере, не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы.
Эмоциональная сфера - это переживания ребенком, его отношения к пред-метам, к людям, явлениям, событиям.
Сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо фор-мировать. У детей с недоразвитием речи отмечаются стойкие нарушения об-щения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций и эмоциональной неустойчивостью.
На основании полученных данных актуальность этой темы состоит в том что, развитие эмоционально-коммуникативной сферы детей старшего дошко-льного возраста является приоритетным. Речевые проблемы разной степени сложности в развитии психических процессов, координации и моторики при-водят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации и возникает за-держка в эмоциональном развитии, что отрицательно сказывается на форми-ровании личности в целом.
Несформированность речевого общения является главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Это проявляется в заниженной самооценке, агрессивным поведением, замкнутости или тревожности. Таким образом, работа по развитию эмоциональной сферы детей и формированию у них коммуникативных умений наиболее актуальна. Именно последний год дошкольной жизни имеет особую психологическую ценность.
Планируя свою работу мы поставили следующие цели:
Развитие коммуникативных и эмоциональных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недо-развитием речи.
Предмет исследования: формирование коммуникативных и эмоциональных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представление детей об эмоциях : радость, обида, страх, удивление, грусть, злость, спокойствие;
2. Обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
3. Снять физическое и эмоциональное напряжение;
4. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддер-живать интерес детей к сотрудничеству;
5. Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов;
6. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
На занятиях используются:
этюды – мимические и пантомимические;
сюжетно-ролевые игры;
психогимнастические игры;
релаксационные методы;
элементы изобразительной деятельности;
музыкальное сопровождение.
За основу бралась классификация эмоций С. В. Крюковой:
- радость,
- обида,
- страх,
- удивление,
- грусть,
- злость,
- спокойствие
В начале своей работы я провела мониторинг на тему проявления эмоций у детей.
Результаты показали, что по данным диагностики эмоционально-коммуникативной сферы у детей на начало года :
43% детей, различают эмоциональное состояние сверстников и ориентируется на него в процессе общения.
28,5% детей, не всегда различают эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
28,5% детей, которые затрудняются в различении эмоционального состояния сверстника.
По данным опроса родителей об особенностях эмоционального развития своего ребенка :
42% родителей принимают значительную роль в процессе формирования эмоциональной сферы детей.
58% родителей интересуются эмоциональной сферой ребенка, но мало принимают участия в его формировании.
Низкого уровня участия среди родителей в формировании эмоциональной сферы у детей не было выявлено.
По представлению воспитателей проявления эмоциональных реакций и поведения детей группе :
57% детей проявляют интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого (высокий уровень эмпатии).
14% детей смешанный тип эмпатии.
29% детей пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реа-гируют на поведение другого, но при этом говорят: «А я не плачу никогда…» и т. п., если ребенок стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображая сочувствие, сопереживая другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии (средний уровень).
Низкого уровня эмпатии детей не было выявлено.
Следовательно, с целью развития эмоционально-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, был разработан план развития эмоционально-коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный план состоит из девяти этапов, которые дополняют друг друга. Работа по развитию эмоционально-коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи предполагает длительный период времени для реализации, поэтому в рамках РМО я взяла лишь одно занятие.
Выстраивая работу с детьми, была составлена программа развивающих занятий с учётом возрастных особенностей детей. С использованием программ С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик».
В работе приняли участие дети 6 – 7 лет группы компенсирующей направ-ленности с общими нарушениями речи МАДОУ детский сад № 4, р. п. Смолино. В исследование участвовало 7 детей с ОНР, 5 девочек и 2 мальчика.
Каждое занятие состоит из четырех частей:
1) Организационная;
2) Мотивационная;
3) Практическая;
4) Рефлексивная.
В организационную часть входит приветствие и игра;
Мотивационная часть определяет содержание темы и рассматривается оп-ределённая эмоция;
В практической части упражнения избавления от негативных эмоций и элементы изобразительной деятельности;
Рефлексивная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.
Предлагаю посмотреть отрывки видео наших занятий:
Чтобы проверить результативность нашей работы в середине года в компенсирующей группе провели повторную диагностику.
По данным диагностики эмоционально-коммуникативной сферы у детей на середину года составляет:
57% детей, имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми, как оказать помощь или поддержку.
29% детей, имеют недостаточно четкие представления о социально-приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми или со взрослыми.
14% детей, не имеют четких представлений о социально-приемлемых дейст-виях в ситуациях коммуникации. Такие дети, как правило, имеют существен-ные трудности в общении.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства детей присутствует положительный эмоциональный фон. Тем не менее, у некоторых детей отмечено негативное проявление в виде тревоги, беспокойства.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что после проведения цикла занятии по эмоционально-коммуникативной сфере у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.
Таким образом, в ходе исследования эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников указывает, что по мере развития личности у ребенка повыша-ются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуля-ции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможность. Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.