Карина Прияцелюк
Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155, «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Вид проекта: групповой
Тип проекта: информационный
Публикация «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы ЗПР
Возраст детей : 5-7 лет
Проблема: Недостаточная сформированность познавательных процессов и мыслительных операций зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении.
Проектная идея: реализация данного проекта повысит уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, а развитие логических приемов мышления, у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса дидактических игр и упражнений.
Актуальность: Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем проб
в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Цели проекта:
создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
повышение собственного профессионального уровня, обогащение и углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Задачи проекта:
Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
Поддерживать у детей познавательный интерес;
Развивать у детей : коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение
Предполагаемый результат:
Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка
Способность логически мыслить позволяет понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом
Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру.
заимодействие с воспитателем: Воспитатель выступает чаще посредником между специалистом и детьми. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях специалиста, а он в свое время может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель занимается закреплением навыков и умений и должен знать, на какой стадии развития находится каждый ребенок, а так же вместе со специалистами группы следить за развитием каждого этапа.
Задача работы воспитателя заключается в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Воспитателям следует видеть дефекты развития детей и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их психического неблагополучия.
Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных дефектологом в определенный период обучения.
В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию дефектолога (после полдника). На вечерние занятия педагог может взять одного или несколько человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирается индивидуально для каждого ребенка.
Работа с родителями
Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических иг