Кетлер Люция
Развитие экспрессивной речи детей дошкольного возраста в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Практические и диагностические аспекты развития экспрессивной речи детей дошкольного возраста
1) Количество употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий;
2) Эмоциональная экспрессивность высказывания.
Указанные показатели мы приняли за основу определения уровней употребления экспрессивной лексики по содержанию сказок.
Публикация «Развитие экспрессивной речи детей дошкольного возраста в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Нами было условно выделено 3 уровня употребления экспрессивной лексики по смыслу сказок старшими дошкольниками. Дадим им краткую характеристику.
Высокий (8 – 9 баллов) : при словесном описании сказочных героев и воспроизведении содержания сказок используют экспрессивную лексику сказок. Устные высказывания содержат 85–95% средств речевой экспрессии (эпитет, метафора, персонификация, повторы, гипербола, литота, имеющихся в сказке.
Средний (5 – 7 баллов) : экспрессивные средства используют в речи лишь после напоминания. Для словесного описания используют 50–45% экспрессивной лексики (в основном, только после напоминания).
Низкий (3 – 5 баллов) : не используют образные выражения в речи, даже, после напоминания. Экспрессивная лексика в речи отсутствует.
С целью выявления уровней употребления детьми экспрессивной лексики был разработан ряд заданий.
Для определения показателя количества употребленных речевых экспрессивов (тропов) при описании сказочных событий предлагались задание 1 и задание 2. Для определения экспрессивности высказывания, предлагалось задание 3. Выполнение каждого задания оценивается баллами (3 балла – высокий уровень выполнения задания, 2 балла – средний, 1 балл – низкий). Опишем их.
Задание 1. «Потерялась сказка»
Цель: Проявить умение употреблять экспрессивную лексику по смыслу сказки.
Форма общения: индивидуальная
Процедура выполнения. Детям предлагали наглядные изображения сказочных сюжетов и сказочных героев. Ребенку надо было отгадать, какие герои изображены на картинках, из каких они сказки и вспомнить слова, которыми они описаны в сказке.
Экспериментатор : «Ребята, сегодня ночью, в нашу группу проник злой волшебник и перепутал все наши любимые сказки. Ни один сказочный герой не может вернуться в свою сказку. Помогите им, пожалуйста».
Задание 2. «Какого цвета твоя сказка?»
Цель: Выяснить умение детей по собственному желанию использовать экспрессивную лексику при словесном описании.
Форма общения: личностно-групповая
Процедура выполнения. Экспериментатор сообщает : «Ребята, сегодня Вы будете рисовать любимые сказки. У вас у каждого на столах есть альбомные листы, карандаши, краски. А потом мы все вместе послушаем, что каждый из вас расскажет, о событии, которое он нарисовал и из какой сказки это событие».
Задание 3. Вспомни и расскажи.
Цель: Выяснить умение детей в процессе рассказывания сказки использовать языковые средства – тропы.
Форма общения: индивидуальная
Процедура выполнения: ребенку предлагали вспомнить свою любимую сказку и рассказать ее. Во время рассказа в индивидуальных протоколах отображались результаты использования в речи экспрессивной лексики.
1) Состояние активного словаря
1.1) Номинативный словарь
Инструкция: «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5 и 6 лет, после того как они назвали картинки, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»
Возраст Задание Выполнение задания
Назвать существительные по темам (номинативный словарь)
4 года Игрушки
Посуда
Овощи
Фрукты
5 лет Дикие животные
Одежда
Обувь
Птицы
6 лет Ягоды
Мебель
Домашние животные
Транспорт
Оценка:
4 года
3 балла — правильно названы 6 картинок;
2 балла — допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
1 балл — допущено 2 ошибки или затрудняется назвать 2 картинки;
0 баллов — допущено 3 и более ошибок или затрудняется на
звать 3 и более картинок.
5-6 лет
3 балла — правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;
2 балла — правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;
1 балла — допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
0 баллов — допущено 2 и более ошибок или затрудняется на звать более 2 картинок.
1.2) Обобщающие понятия
Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом». ( Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)
Речевой материал Выполнение задания
4 года 5 лет 6 лет
Назвать обобщающие понятия
Рубашка, костюм, перчатки, платье
Сапоги, туфли, тапки, валенки
Миска, стакан, чашка, блюдце
Морковь, капуста, лук, свёкла
Яблоко, груша, лимон, апельсин
Собака, кошка, слон, лось
Голубь, ласточка, снегирь, сова
Шкаф, полка, вешалка, стул
Автобус, самолёт, такси, грузовик
Оценка:
3 балла — названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;
2 балла — названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия ;
1 балла — названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;
0 баллов — названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.
1.3) Слова, обозначающие части предметов
Инструкция: «Расскажи Буратино, какие части есть у предметов».
Возраст Задание Выполнение
задания
Назвать существительные, обозначающие части тела и части предметов (по картинкам)
4 года Чайник: донышко, носик, крышка.
Части стула: сиденье, спинка, ножка.
Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.
5 лет Части тела: нос, рот, шея, живот грудь.
Части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Части машины: двери, колёса, руль, кабина.
6 лет Части тела: локоть, ладонь, пальцы, ноготь, висок.
Части одежды: манжета, петля.
Части машины: фары, мотор.
Части окна: рама, подоконник, стекло.
Оценка:
3 балла — правильно названы части всех предметов;
2 балла — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;
1 балл — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;
0 баллов — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей;
1.4) Предикативный словарь
Предикативный словарь
4 года Кто как голос подает?
Кошка Мышь
Собака Корова
Гусь Лягушка
Утка Свинья
Петух
Ответить на вопросы по картинкам
Что делает мальчик? (ест)
Что делает девочка? (спит)
Что делают дети? (играют)
Что делают машины? (едут)
5 лет Употребление глаголов при ответах на вопросы
Что ты делаешь в течение дня?
Кто как передвигается?
Птицы Лягушка
Рыбы Человек
Змея
6 лет Ответить на вопросы
Кто какие звуки издает? *
Кукушка Корова
Волк Овца
Лошадь Мышь
Кто что делает?
Повар Почтальон
Продавец Учитель
Летчик
Кто водит машину?
Кто шьет одежду?
Кто рисует картины?
4 года. Инструкция: «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинке. Давай покажем Буратино, кто как голос подаёт». Ребёнок имитирует голоса животных. Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.
5 лет. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребёнку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Как ты думаешь, что делают дети в течение дня?»
6 лет. Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос : "Кто какие звуки издаёт?"» Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Ответь: "Кто что делает?"».
Оценка:
3 балла — правильно выполнено первое и второе задание;
2 балла — при выполнении двух заданий допущена 1 ошибка;
1 балл — при выполнении двух заданий допущено 2 ошибки;
0 баллов — при выполнении двух заданий допущено 3 и более ошибок.
1.5) Атрибутивный словарь
Инструкция: «Посмотри на "волшебный цветок". У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребёнок не понял инструкцию, логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»
4 года - Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый
5 лет - Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый
6 лет - Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый
Оценка:
3 балла — названы и показаны цвета без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено более 3 ошибок.
1.6) Назвать форму (образование прилагательных).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».
Назвать форму (с опорой на картинки) Выполнение
задания
4 года
(круг, квадрат) Мяч какой?
Платок какой?
5 лет
(круг, квадрат, овал, треугольник) Солнце какое?
Печенье какое?
Огурец какой?
Косынка какая?
6 лет
(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) Руль какой?
Окно какое?
Флажок какой?
Слива какая?
Одеяло какое?
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2 ошибки;
0 баллов — допущено 3-4 ошибки.
1.7) Подбор антонимов
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в игру "наоборот". Я буду называть тебе слово, а ты постараешься ответить наоборот, например: "жарко — холодно"».
Подобрать антонимы
6 лет Друг — Толстый —
Горячий — Поднимать —
Светлый — Горе —
Большой — Веселый —
Давать — Широкий —
Добро — Длинный —
Легкий — Продавать —
Сухой —
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-3 ошибки;
1 балл — допущено 4-6 ошибок;
0 баллов — допущено 7 и более ошибок.
1.8) Подбор прилагательных к существительным
Инструкция: «Постарайся так описать инопланетянину предметы, которые есть на нашей планете, чтобы он мог их себе представить. Посмотри на картинку. Этот предмет какой?»
Подобрать прилагательные к существительным
4 года Цыпленок (какой)
Солнце (какое)
Лиса (какая)
Цветы (какие)
Оценка:
3 балла — подобрал 4 и более слова;
2 балла — подобрал 2-3 слова;
1 балл — подобрал 1 слово;
0 баллов — не смог подобрать ни одного прилагательного.
2) Состояние словоизменения
2.1) Образование множественного числа существительных в именительном падеже
Инструкция: «Посмотри на картинки. Здесь художник нарисовал один предмет, а здесь — много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: "Это мяч — это (что) мячи"».
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
Речевой
материал Выполнение
задания Речевой материал Выполнение задания
4 года 5 лет 6 лет
Стол Лист
Слон Стул
Рот 71ев
Кукла Ухо
Рука Глаз
Окно Мост
Ведро Дерево
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
2.2) Употребление существительных в косвенных падежах
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на мой вопрос: "Что есть у девочки?"»
Употребление существительных в косвенных падежах
Возраст Речевой материал Выполнение
задания
4 года Что есть у девочки? (кукла)
Чего нет у девочки? (куклы)
Кому нужна кукла? (девочке)
Что ты видишь на столе? (куклу)
Чем рисует девочка? (карандашом)
На чём катается девочка? (на санках)
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок в окончаниях существительных;
2 балла — допущена 1 ошибка в окончании существительного;
1 балл — допущено 2-3 ошибки в окончаниях существительных;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок в окончаниях существительных.
2.3) Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Инструкция: «Девочка и мальчик решили нарисовать картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? Шаров». Затем логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (много чего)
5 лет Шар — Мяч — Лист —
Книга — Береза — Рука —
6 лет Дом — Ключ — Стул —
Окно — Утка — Ухо —
Карандаш — Жук — Лев —
Оценка:
3 балла — задания выполнены без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
2.4) Согласование прилагательных с существительными
Инструкция: «"Волшебные краски" раскрасили картинки, которые нарисовал Буратино. Помоги Буратино: "Какого цвета получилась майка?"». Затем логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.
Согласование прилагательных с существительными
4 года Корзина какая? (желтая)
Трактор какой? (красный)
Небо какое? (синее)
5 лет Майка какая? (белая)
Солнце какое? (оранжевое)
Мяч какой? (голубой)
6 лет Лепестки какие? (фиолетовые)
Ведро какое? (серое)
Юбка какая? (розовая)
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
2.5) Употребление предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спрятались коты? Где сидит чёрная кошка?» Задаются аналогичные вопросы по другим картинкам.
Употребление предложно-падежных конструкций
4 года Где отдыхает бабочка? (На цветке.)
Куда спряталась бабочка? (В цветок.)
Где летает бабочка? (Над цветком.)
Где сидит бабочка? (Под цветком.)
5 лет Где сидит чёрная кошка? (На крыше.)
Где стоит кошка? (За домом.)
Где сидит белый кот? (Перед домом.)
Где ходит кот? (Около дома.)
6 лет Где спит собака? (Под коробкой.)
Откуда вылезает собака? (Из-под коробки.)
Где прячется собака? (За коробкой.)
Откуда выходит собака? (Из-за коробки.)
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;
2 балла — неверно употребляет 1 предлог;
1 балл — неверно употребляет 2-3 предлога;
0 баллов — неверно употребляет 4 и более предлогов.
2.6) Употребление числительных 2 и 5 с существительным
Инструкция: «Сосчитай одинаковые предметы на картинке. Считать будем так: "Один дом, два (чего). , три., четыре., пять (чего). "». Затем, если ребенок понял задание и умеет считать, то он продолжает считать предметы самостоятельно. Если ребенок не понял задание или не умеет считать, логопед продолжает помогать ему.
Употребление существительных с числительными 2 и 5
4 года Дом — два. Дом — пять.
Кукла — две. Кукла — пять.
5 лет Шар — два. Шар — пять.
Роза — две. Роза — пять.
Жук — два. Жук — пять.
6 лет Карандаш — два. Карандаш — пять.
Ключ — два. Ключ — пять.
Озеро — два. Озеро — пять.
Дверь — две. Дверь — пять.
Лев — два. Лев — пять.
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
3) Состояние словообразования
3.1) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру "Волшебник"». Я буду называть большие предметы, а ты как волшебник будешь "превращать" их в маленькие. Предмет надо назвать ласково».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Назови ласково
Речевой материал Выполнение задания
4 года 5 лет 6 лет
Юбка
Ёлка
Ложка
Заяц
Берёза
Дом
Кукла
Миска
Шкаф
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
3.2) Образование названий детенышей животных
Инструкция: «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. У кошки малыш кто? — Котёнок». Далее задание выполняется по аналогии.
Образование названий детёнышей животных
Возраст Речевой материал / выполнение задания
4 года У кошки — У утки —
У лисы — У гуся —
5 лет У зайца — У белки —
У медведя — У козы —
6 лет У коровы — У лошади —
У собаки — У овцы —
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
3.3) Образование относительных прилагательных
Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: "Если шкаф сделали из дерева, то он какой? — Деревянный». На следующий вопрос ребёнок отвечает по аналогии.
Образование относительных прилагательных
С 6 лет Шкаф из дерева. Шкаф деревянный
Варежки из шерсти.
Чемодан из кожи.
Кораблик из бумаги.
Сок из моркови.
Аквариум из стекла.
Клещи из железа.
Шляпа из соломы.
Дом из кирпича.
Шапка из меха.
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-2 ошибки;
1 балл — допущено 3-4 ошибки;
0 баллов — допущено 5 и более ошибок.
2.2. Перспективный план по развитию экспрессивной речи для старших дошкольников посредствам сказки и картотека сказок детей старшего дошкольного возраста
Месяц Название сказки Цель Методы, приемы
Сентябрь Репка Вспомнить с детьми знакомые сказки. Назвать персонажей сказки.
Пересказывать их с помощью заместителей.
Развивать речь детей. 1. Повторение знакомых сказок.
2. Пересказ сказки.
3. Показ сказки с помощью театра би-ба-бо и настольного театра.
4. Дидактические игры с кубиками, «Кто где живет».
Теремок
Курочка ряба
Октябрь Лисичка-сестричка и серый волк Учить детей сам-но пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно- пространственной модели, сохранять некоторые обороты речи, развивать у детей мышление и воображение, память при отборе условных заместителей, подбирать их по величине, цвету, характере персонажей. Учить строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию эпизодов. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Пересказ сказки при помощи моделирования.
4. Мнемотехника.
5. Использование потешек, присказок.
6. Дидактические игры «Назови детёнышей животных», «Назови маму, папу и детёныша», «Сравни зайца и медведя».
7. Маршрутная игра «Проведи карандашом путь зайчика к домику, не отрывая карандаш от бумаги».
Каша из топора
Ноябрь Маша и медведь Учить инсценировать сказку, передавать интонацией настроение героя., развивать интонационную выразительность. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия. Воспитывать любовь к сказкам, Желание проигрывать сюжеты сказок.
Закреплять знания о лесных зверях, по признакам находить деревья,
Продолжать развивать речь, как средство общения. 1. Развлечение-игра.
2. Дидактические игры «Узнай предмет по описанию», «Назови противоположное», «Как передвигаются животные», «Моё любимое животное».
3. Инсценировка сказки с помощью инсценирования.
4. Игры имитации.
5. Речевая гимнастика.
6. Игры на воображение.
7. Чтение сказки.
Колобок
Декабрь Жихарка Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. 1. Рассказывание сказки.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры:
«Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку»
4. Развивающая игра «А если бы…»
5. Придумывание нового названия сказки.
6. Придумывание нового конца сказки.
Хаврошечка
Два мороза
Мужик и медведь
Январь Лисичка со скалочкой Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку».
4. Развивающие игры : «А если бы…», «Хорошо-плохо».
5. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
6. Придумывание нового названия сказке.
7. Придумывание нового окончания сказки.
8. Изменение сюжета сказки.
Золотое веретено
Царевна-лягушка
Морозко
Февраль Двенадцать месяцев Продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев; Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;
Активизировать словарный запас детей; Обогащать словарный запас детей. Подвести к пониманию образного содержания пословиц. Развивать внимание и монологическую и диалогическую речь; 1. Слушание сказки.
2. Беседа.
3. Пересказ.
4. Отгадывание загадок, пословиц.
5. Использование стихотворений.
Зимовье зверей
Ворона и рак
Март Заяц-хваста Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Изображение героев геометрическими фигурами.
4. Рассказывание сказки по схеме.
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
6. Придумывание истории.
7. Придумывание нового названия сказки.
8. Придумывание другого конца сказки.
9. Развивающие игры :
«Хорошо-плохо»
«А если бы…»
Лиса и журавль
Сивка-бурка
Апрель Царевна-лягушка Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы). Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки. Развивать творческие способности, экспрессивную речь. 1. Чтение сказки.
2. Рассматривание иллюстраций по сказке.
3. Использование загадок.
4. Дидактические упражнения «Назови ласково», «Почему так говорят», «Скажи наоборот».
Гуси-лебеди
Лягушка-путешественница (М. Гаршин)
Май Морской царь и Василиса Премудрая. Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. 1. Слушание сказки.
2. Беседа.
3. Использование художественного слова.
4. Использование предметов-заместителей.
Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове.
Сказка о золотой рыбке
Картотека сказок по развитию экспрессивной речи у старших дошкольников
Лексическая тема Русские народные и авторские сказки
Наш любимый дет. сад.
Мои друзья Лиса и журавль
Наш огород. Овощи Репка. Вершки и корешки. Чиполино (Д. Родари)
Наш сад. Фрукты. Волшебное яблочко. Крошечка – Хаврошечка. Чиполино (Д. Родари)
Работы в саду и огороде Петушок и бобовое зернышко
Классификация леса. Грибы,лесные ягоды Война грибов с ягодами.
Баба Яга и ягоды
День народного единства.
Мой дом. Заюшкина избушка. Три поросенка (С. Михалкова.)
Волк и семеро козлят.
Осень. Приметы осени Мужик и медведь. (в обработке А. Н. Толстого.)
Лиственные и хвойные деревья и кустарники Как коза избушку строила.
Лесная сказка (Мамин – Сибиряк)
Продукты питания. Классификация продуктов Петушок и бобовое зернышко
Колосок. Горшочек каши (Бр. Гримм)
Мои любимые игрушки - самоделки Смоляной бычок.
Терешечка
Поздняя осень. Одежда, обувь, профессии (Ш. Перро) Золушка
Мужик и медведь
Зимушка зима. Зимние забавы. Зимующие птицы. Зимовье зверей. Снегурочка. Ворона и рак.
Посуда. Классификация посуды Лиса и журавль. Три медведя.
Федорино горе (К. Чуковский)
Домашние и дикие животные. Волк и семеро козлят. Теремок. Два жадных медвежонка. Коза – дереза. Айболит, Тараканище (К. Чуковский)
Новогодний праздник. Новогодние забавы. Морозко.
Новогодняя елка (В. Сутеев)
Я и моя семья. Я в мире человек. Я вырасту здоровым. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Маша и Медведь. Мойдодыр (К. Чуковский)
Петушок с семьей (К. Ушинский)
Чиполино (Д. Родари)
Классификация домов. Стройка. Профессии на стройке Теремок.
Три поросенка (С. Михалков). Кошкин дом (С. Маршак)
Домашние птицы и их птенцы. Петушок и бобовое зернышко. Белая уточка. Петушок – золотой гребешок. Гадкий утенок (Г. Х. Андерсен)
Комнатные растения и их разновидности. Дюймовочка (Г. Х. Андерсен)
Зимующие и перелетные птицы. Журавль и цапля. Серая шейка. Кто чем поет? (В. Бианки) Лягушка – путешественница (М. Гаршин)
Наша Армия. День защитника Отечества. Никита Кожемяка. Алеша Попович – молодой удалец.
Стойкий оловянный солдатик (Г. Х. Андерсен)
Наш город. Государственная символика. Сказка о золотом петушке (А. С. Пушкин)
Ранняя весна, приметы. Заюшкина избушка. Снегурочка
Двенадцать месяцев (С. Маршак)
Весенняя сказка (С. Козлов)
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (А. С. Пушкин) Золушка (Ш. Перро)
Народная культура и традиции. Царевна Лягушка. Колосок. Гуси – лебеди.
Классификация транспорта. Профессии на транспорте. Тараканище (К. Чуковский) Паравозик из Ромашково (Г. Циферов) По щучьему велению.
Космос. Планета Земля. Лягушка – путешественница (М. Гаршин)
Летучий корабль.
Пасха Христова. Обычаи и традиции. Библейские рассказы.
Животный мир морей и океанов. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Сказка о золотой рыбке (А. С. Пушкин) Дюймовочка (Г,Х. Андерсен)
Мир, труд, май. Репка. Вершки и корешки.
День победы. Огниво (Г. Х. Андерсен) Каша из топора.
Полевые и садовые цветы. Насекомые. Терем мухи. Аленький цветочек (С. Аксаков) Муха Цокотуха (К. Чуковской) Ромашка (Г. Х. Андерсен) Дудочка и кувшинчик (В. Катаев)
Правила дорожного движения. Торопыжка (С. Волков)
Солнечный денек! Играем вместе. Сказка о любопытном облачке. (Горошина).
Сказка про Зеленую Лошадь (Ю. Коваль)
Педагогам группы необходимо организовать работу по развитию экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с представленным перспективным планом, а также использовать представленную картотеку.