Елена Лапшина
Выступление «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Данная тема довольно обширна. Она включает в себя много различ-ных разделов. В настоящее время проблема развития речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. Снижается уровень бы-товой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение западными мультфильмами и телевизионной рекламой - все это создает угрозу языковой катастрофы.
Публикация «Выступление „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Огромная ответственность за формирование детской речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важ-нейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготов-ки к школьному обучению.
Слово «речь», в словаре Д. Н. Ушакова, рассматривается как «спо-собность пользоваться языком слов». Связная же речь – это грамматиче-ски правильная, осознанная, понятная для окружающих речь одного чело-века. Поэтому овладение родным языком, развитие связной речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассмат-ривает-ся в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Существует два типа связной речи : диалогическая (диалог) и моно-логическая (монолог).
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чём-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то дей-ствию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких-то фактах.
Рассмотрим более подробно, как проходит развитие диалогической речи у детей.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и после-дующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и выска-зывания.
Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; крат-кость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе рече-вого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе ра-боты по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рас-сматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Диалогическая, т. е. разговорная речь должна быть связной, понят-ной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать средством обще-ния. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под ру-ководством взрослых. Для ребенка 2-го и 3-го года характерна легкая от-влекаемость от содержания разговора; развитие диалогической речи зави-сит от становления мышления, памяти, внимания, богатства словаря и грамматического строя. Ребенок 4-го и 5–го года постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. В разговоре дети начинают задавать много вопросов, в том числе такие ха-рактерные: почему? зачем? Дети 6 лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор включает вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разно-образны. Решающим средством выполнения этих задач во всех возраст-ных группах является руководство разговорной речью детей в повседнев-ной жизни. Формирование разговорной речи проводится также на раз-личных занятиях. В младших группах речевая активность и умение разго-варивать воспитываются в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Эти поруче-ния способствуют закреплению форм вежливой речи.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в больницу», «в магазин» за-крепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лекси-кой.
В старших группах применяются те же приемы, но усложняется те-матика разговоров, содержание поручений и рассказов. Большое внима-ние уделяется навыкам общения с взрослыми, правилам речевого поведе-ния в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлага-ется дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собе-седника. Таковы основные пути формирования разговорной речи в повсе-дневной жизни.
Рассмотрим беседу как метод обучения. Это целенаправленный, за-ранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа используется для того, чтобы привести знания детей в систе-му, она ведет их к правильным и ясным выводам. Беседы сплачивают кол-лектив, повышают интерес друг к другу, потому что детям приходится го-ворить о своих вкусах, о своих умениях. В беседе закрепляются знания, представления детей, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуются грамматические формы.
Но беседа будет эффективным методом обучения в том случае, если она проводится правильно.
Рассмотрим построение беседы. Необходимо особенно четко, логи-чески последовательно расположить весь материал: начало беседы; разви-тие темы беседы; обобщение.
Начать беседу можно с вопросов, с напоминания, иногда с показа картинок. Очень важна четкая структура основной части беседы. Всю бе-седу надо разделить на несколько частей, т. е. произвести анализ темы по узловым моментам. О наиболее важном поговорить вначале, а о второсте-пенном – конце беседы. Внутри каждой законченной части могут исполь-зоваться различные приемы обучения: вопросы, объяснение, чтение худо-жественных произведений, хоровые повторения и т. д. Надо продумать, как закончить одну часть и перейти к другой.
В беседе надо шире обращаться к опыту детей. Характер беседы должен быть как можно более непринужденным, естественным, не нужно бояться хоровых ответов на отдельные вопросы, смеха детей, не следует всегда требовать полных ответов. Главное выяснить с детьми сущность те-мы.
Приемы обучения и воспитания в беседе.
Основным приемом являются вопросы. Используются вопросы раз-личной сложности. Особенно важны вопросы, требующие от детей умоза-ключений, суждений, устанавливающие связи между объектами. Активи-зируют детей оценочные вопросы. Встречные вопросы товарищей или воспитателя, поддержат их внимание, любознательность.
Для активизации словаря в беседе используются различные приемы словарной работы.
В беседе так же уместны игровые приемы и приемы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения.
Почти в каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. По характеру наглядный материал, используемый по ходу беседы, очень разнообразен: натуральные предметы, игрушки, картины, крупные фото-графии или иллюстрации. По ходу занятия наглядный материал можно использовать для уточнения знаний детей, активизировать внимание, в конце – для эмоциональной разрядки.
Трудный методический вопрос – активизировать каждого ребенка в ходе беседы. Это может быть предварительная подготовка некоторых де-тей, дифференциация вопросов и заданий в беседе, правильный, нетороп-ливый темп беседы, верная методика постановки вопросов группе детей.
Темы для разговоров с детьми средней группы.
Твои игры. В какую игру ты играешь? Какие игрушки тебе нужны в этой игре? Какие игры ты знаешь? Какие игры ты любишь? Какая игра самая любимая? В какие игры ты играл осенью? Зимой? С кем вместе лю-бишь играть?
Что чувствует твой друг? Почему он огорчен? Ты спросил, поче-му у него (друга) такой невеселый вид? Успокоил ли ты его и как?
Что ты знаешь о себе? Как тебя зовут (имя, фамилия? Сколько те-бе лет? Где ты живешь (адрес? Что ты умеешь делать?
Ты – человек! Какие органы у тебя есть? Зачем нужны глаза, ресни-цы, уши, сердце, ноги, желудок? Как ты дышишь?
Береги зубы. Зачем человеку зубы? Что полезно для зубов, а что вредно? Зачем нужно чистить зубы и как? Когда нужно идти к зубному врачу? Как нужно вести себя в кабинете врача?
Дикие животные. Каких животных ты знаешь? Каких из них ты ви-дел в зоопарке? Кто из них самый сильный? Какие животные (дикие) жи-вут в жарких странах? Какие дикие животные живут в лесу, пустыне, на Севере?
Птицы. Каких птиц знаешь? Какие птицы живут с человеком? Пере-дай голос домашних птиц. Какую из домашних птиц ты любишь и за что?
Темы для разговоров с детьми старшей группы.
Что может случиться, если - ты не будешь чистить каждый день зу-бы?
- ты промочишь ноги на улице? - ты поможешь бабушке нести по-купки?
- ты возьмешь без спросу спички? - ты ударишь своего друга? Де-вочку?
-ты перебежишь улицу, не обратив внимания на светофор?
Знаешь ли ты цветы? Какие ты знаешь цветы? Какие цветы ты лю-бишь? Какие цветы растут в лесу, в парке, на клумбе? Какие цветы появ-ляются ранней весной? Какие ты знаешь осенние, весенние, летние цветы? Как ты относишься к цветам? Что им необходимо для цветения?
Что ты любишь кушать? Какие блюда ты знаешь? Какая твоя лю-бимая еда за обедом, за чаем? Какие ты знаешь сладкие блюда? В какое время ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь?
Какие любимые фрукты (овощи) Какие ты знаешь фрукты? (ово-щи) Какие фрукты (овощи) твои любимые? Какие фрукты растут в нашей стране? Какие фрукты растут в теплых странах?
Темы для разговоров с детьми подготовительной группы.
Что такое красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать красивым? Можно ли сделать красивое?
Мои чувства. Что ты умеешь чувствовать? Что ты делаешь, когда радуешься? Что ты делаешь, когда огорчен, грустен? Как можно управ-лять своими чувствами? Как понять по внешнему виду человека, когда он радуется или грустит?
Мои мысли. О чем ты чаще всего думаешь? Как нужно относиться к мыслям другого человека? Как можно познавать новое? Что нужно де-лать, чтобы много знать? Как ты воспитываешь, учишь себя в мыслях?
Мои поступки. Какие бывают поступки? Какие хорошие поступки ты совершил? Какой хороший поступок ты совершил сегодня? Как часто ты поступаешь плохо? Что ты делаешь плохого? Как ты оцениваешь свои поступки?
Что я умею. Что ты умеешь? Чего не умеешь? Чему ты хочешь научиться? Как ты относишься к людям, которые умеют все делать7 На кого ты хочешь быть похож, чтобы о тебе сказали, что ты умный? Чем те-бе нравится заниматься? Что у тебя хорошо получается?
Моя семья, моя родословная. Знаешь ли ты свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, номер д/с, как зовут воспитателя? Знаешь ли ты членов своей семьи? Большая у тебя семья? Где живут твои дедушка и ба-бушка, родственники? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? На кого ты похож? Есть ли у вас в семье семейный альбом?
Мои друзья. Много ли у тебя друзей? Они ходят в д/с или в школу? Интересно ли тебе со своими друзьями? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?
Используемая литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1974
2. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию. – М., Просвещение, 1982
3. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возрас-та. - М., Просвещение, 1977
4. https://www.maam.ru/