Наталья Волошина
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь-это смысловое развёрнутое высказывание. Это ряд логически сочетающихся между собой предложений, содержащих законченную мысль, которые обеспечивают общение и взаимопонимание людей. Связная речь отражает уровень развития ребёнка. Она показывает владение ребёнка словарём, грамматическим строем и звуковой культуры речи.
Публикация «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Поэтому основная задача педагога – научить детей правильно, грамотно выражать свои мысли.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя монологическими типами речи :
• Пересказ
• Рассказ
Рассказ-описание – это речевое сообщение, в котором раскрываются в определённой последовательности признаки предмета. Описательный рассказ бывает сравнительный и объяснительный.
Рассказ-повествование – это форма рассказа, которая говорит о действиях, поступках и событиях
Рассказ-рассуждение - это логическое раскрытие темы.
Сюжетный рассказ бывает: по восприятию
по памяти
по воображению
Рассказ состоит из начала, середины и конца.
В раннем возрасте, на третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Во второй младшей группе начинается целенаправленное обучение связной речи, детей учат :
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;
-рассказывать по наглядному материалу;
- составлять короткие описания;
- рассказывать на темы из личного опыта.
В младшем возрасте проводится подготовительная работа. Ребёнок не самостоятельно составляет рассказы, не самостоятельно пересказывает, а лишь повторяет за педагогом фразы. Самостоятельно пересказать ещё достаточно сложно. Образцом является речь взрослого. Педагог тщательно продумывает вопросы, на которые отвечает сам, а дети за ним повторяют. Тем самым педагог подготавливает ребёнка к составлению рассказов в будущем.
Обучение пересказу детей трехлетнего возраста включает в себя :
1)воспроизведение педагогом хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий,
2)запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности (настольный или кукольный театр). Это могут быть сказки Колобок, Теремок, Репка, рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого
3)повторение ребенком за педагогом каждого предложения из текста или нескольких слов из предложения.
.
Обучение рассказыванию:
Детям ещё трудно самостоятельно рассказывать, они вместе с педагогом рассматривают картинки, отвечают на вопросы : Кто нарисован? Что нарисовано? Какие герои? Что делают они?
На этом этапе большим помощником педагогу будут потешки, стихи, песенки. Хорошо вводить дополнительного коммуниканта (какую-нибудь игрушку, которому дети будут отвечать на вопросы. («Давайте расскажем кукле Маше, что нарисовано на этой картинке»).
При составлении описательного рассказа важно тщательно подобрать предмет, который дети будут описывать (чаще всего это игрушки или хорошо знакомые детям предметы, тщательно продумать вопросы, с помощью которых, отвечая на них, поучается последовательный рассказ о предмете. Сам рассказ составляет педагог. Таким образом, мы подготавливаем ребёнка к составлению описательного рассказа с использованием плана.
В средней группе работа по развитию связной речи усложняется. В 4 года у детей возрастает мыслительная деятельность. Дети:
- пересказывают сказки, услышанные впервые;
- рассказывают по картине и игрушке сначала по вопросам, а потом самостоятельно строят описание и повествование;
- учатся работать над структурой этих рассказов, знакомятся с разными зачинами, средствами связи;
- приучаются к последовательности рассказывания;
-составлять рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а педагог помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
- составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Обучение рассказу-описанию детей 4 летнего возраста включает :
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы педагога, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею;
3. Образец рассказа педагога;
4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам педагога;
5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам педагога;
6. Оценка детских рассказов педагогом
В среднем возрасте уже возможно обучать рассказыванию по картинке. Этапы:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картинки (стихи, загадки, поговорки, рассматривание иллюстраций)
2. Рассматривание картинки в целом
3. Вопросы педагога к картинке
4Образец рассказа по картинке педагога.
5. Рассказы детей
В старшем возрасте работа по связной речи усложняется.
В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине — придумывать предшествующие и последующие события.
Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.
Обучение пересказу детей 5-6 лет
1. вводная беседа;
2. выразительное чтение текста педагогом без установки на запоминание;
3. беседа по содержанию и форме текста;
4. составление плана пересказа;
5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание
Обучение рассказу детей 5-6 лет возраста
1подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом;
4. вопросы педагога по содержанию картины;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по картине сильного ребенка,
7. рассказы нескольких детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями педагога.
Обучение описательному рассказу детей 5-6 лет
1. лексико-грамматические упражнения;
2. рассматривание объекта описания;
3. составление педагогом вместе с детьми подробного плана рассказа, выкладывание зрительной символической схемы;
4. рассказ сильного ребенка;
5. рассказы 4-5 детей об объекте;
6. оценка рассказов педагогом.
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.
Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Творческий рассказ
• придумывание рассказа или сказки по плану педагога;
• придумывание рассказа по теме, предложенной педагогом;
• придумывание продолжения и завершения рассказа;
• придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему
Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.
Чтобы повысить мотивацию детей на составление рассказов, хорошо использовать разные варианты игр
Игры на восстановление порядка серии картин
найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.
•расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным логопедом.
•самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и
• составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый и т. д.
Игры эвристического характера
•найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
•найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить в соответствии с логикой протекания события;
•выстроить последовательность события по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки, адекватные по содержанию представленной;
•«распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серий
Игры на развитие замысла
1. Придумать рассказ с опорой на последовательность предметных картинок, например: «дедушка -мальчик —лес —пенек —кучка сухих листьев —ежик».
2. Самостоятельно отобрать из банка предметных картинок только те, которые помогут придумать какой-либо случай.