Людмила Козлитина
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи. Говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.
Публикация «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.
Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания.
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем –то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.
Диалог –является основной формой речевого развития ребенка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседниками тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Можно выделить несколько групп диалогических умений :
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими;;
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, прощание.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета («Здравствуйте!», «Доброе утро!», не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг.
Построение беседы
1. Вступление (зачин).
2. Развитие темы разговора.
3. Концовка.
Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют…», «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не….», «Кто знает, что это у меня в руках?». Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором пойдет разговор с детьми. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки. Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, и надо добиваться того, чтобы дети не отвлекались от данной темы. Иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы. Особенность мышления детей такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. Чем младше ребенок, тем он легче отвлекается, быстрее забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие –беседа призвана вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему. Заканчиваться беседа может загадкой, стихами, показом воспитателем соответствующей картины. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы, которым должен был научить детей в течение беседы.
Обязательность участия детей в беседе.
Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то он не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе только видимость. При большом количестве детей невозможно уделить внимание каждому ребенку, поэтому нужно подключать родителей, инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу.
Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков, построение связных высказываний. Следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью- необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые. Относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям.