Пухова Елена
Развитие инициативной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
Развитие речи - одна из ведущих и главных задач в дошкольном образовании. Что бы научить ребёнка правильно и точно излагать свои мысли, необходимо заинтересовать его, так что бы дошкольнику самому было интересно и увлекательно учиться красиво и правильно говорить. Известный советский языковед и методист А. М. Пешковский считал сознательное пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от речи обыденной.
Публикация «Развитие инициативной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мной, как педагогом с немалым стажем, было использовано множество способов для развития у детей именно инициативной стороны речи; например, с помощью художественной литературы, знакомя детей с новыми произведениями, дети высказывали своё мнение о прослушанной сказке или рассказе, тем самым формировалась инициативная речь дошкольников. Так же, необходимо беседовать с детьми как индивидуально, так и со всей группой, ведь именно в беседах развивается диалогическая речь, а значит и инициативная, так как дети, вступая в диалог, проявляют инициативу, интерес к данной теме беседы. Всем известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, а в более старшем дошкольном возрасте уже ориентируются как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Инициативная речь, таким образом, может служить не только как показатель речевого развития ребенка, но и характеристикой сферы его потребностей. Конечно же инициативная речь более развита в старшем дошкольном возрасте нежели в младшем, так как дети уже имеют за плечами свой собственный, хоть и маленький жизненный опыт, но уже значительный для формирования речи употребляемой по своей инициативе.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает несколько компонентов, например, такие как:
- развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей).
Эти компоненты играют огромную роль в формировании инициативной речи дошкольников, априори, педагогам стоит их придерживаться.
Так же работа по формированию речи, не только инициативной, должна касаться и родителей, так как именно с них ребёнок берёт пример, копирует их. Дошкольник должен видеть и слышать как правильно и красиво излагают мысли в его обществе, только после этого он начнёт стремиться высказывать своё мнение правильно поставленной речью.
Не каждый ребёнок появляется на свет что бы стать поэтом или писателем, но каждый под верным руководством взрослого сможет изящно и недурно разговаривать.