Ряполова Пелагея
«Насекомые». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе
Цель. Уточнить представления детей о насекомых и их характерных признаках.
Задачи
Образовательные:
формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.
Развивающие:
развивать зрительное восприятие. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, беседы с детьми о разных насекомых (их особенностях); чтение стихов и сказок, разучивание пальчиковых игр.
Публикация «„Насекомые“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Материал и оборудование: игрушечные майский жук, кузнечик, божья коровка, муха, паук.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите пойти в лес. На лесную полянку?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда слушайте меня внимательно! Отправляемся в путь!
Играет музыка. Дети идут друг за другом. И выходят на лесную полянку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой пенёк встретился нам на пути.
А на пеньке лежит письмо. На письме написано для ребят средней группы детского сада №1. Значит для нас. Давайте прочитаем. Здесь написано, что злая Стужа заколдовала насекомых. Чтобы их расколдовать надо прогнать Стужу и отгадать загадки.
Воспитатель. Ребята, а чего боится Стужа (Солнца, тепла, весны.)
Встанем в круг и прогоним злую Стужу.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Дети идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают.
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Воспитатель. Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки.
Загадки.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук.)
Спинка в веснушках.
"Ах, как неловко!"-
И покраснела. (Божья коровка.)
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт, (Паук.)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел!
Встрепенулся, шевельнулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)
Я трудилась круглый год.
Будет вам душистый мёд. (Пчела.)
Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали!
Как можно назвать их одним словом? (Насекомые.) А все ли здесь насекомые? (Паук не насекомое.) Почему? (У паука восемь лапок, а у насекомых шесть, и нет крылышек на спинке, значит, паук не насекомое.)
Пусть паучок погостит у насекомых, а мы с вами превратимся в кузнечиков.
Физкультминутка "Кузнечики".
Поднимайте плечики!
Прыгайте, кузнечики!
Прыг- скок, прыг- скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Опять прыгай высоко,
Прыгай ловко и легко!
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. Она отложила много яиц. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время и превратится гусеница в куколку, совсем не подвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Воспитатель. А есть ли у насекомых враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди.)
Как насекомые спасаются от врагов? Посмотрите на окраску насекомых. Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.)Окраска им такая нужна, чтобы защищаться от врагов и прятаться.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете какая польза от пчелы? Она собирает мёд. Бабочки переносят пыльцу с одного цветка на другой. Божья коровка уничтожает тлю (мелких вредителей). Но есть насекомые которые вредят людям и растениям. Например, колорадский жук поедает ботву картофеля, мухи переносят на лапках вредных микробов.
Ребята, возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.
Почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому нужна такая окраска? (Ответы детей.)
Посмотрите на божью коровку она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Ей не надо прятаться. Она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест.
Воспитатель. Ребята, а можно трогать насекомых? (Нет.) Не надо трогать они живые. Они дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться; смотреть,как они летают, бегают, прыгают; слушать, как они жужжат.
Рефлексия: "Ребята, где мы сегодня были?
Кого мы встретили на полянке?
Кого мы прогоняли?
Мы встретили только насекомых?
Коля, насекомое тебе понравилось больше всех?
Почему тебе понравилась бабочка?