Лучший педагог года

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе

Гулия Нуртдинова
Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом.

Публикация «Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе» размещена в разделах

В первую очередь следует обратить внимание на:

Правильное произношение всех звуков.

Умение различать звуки речи на слух.

Владение элементарными навыками звукового анализа.

Словарный запас.

Грамматический строй речи

Связную речь.

Речевую коммуникацию.

Мелкую моторику рук.

Владение элементарными навыками звукового анализа ЭТО -

умение выделять начальный гласный звук из слова «Утка»;

слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове «МаК», «ДоМ»;

определять количество и последовательность звуков в слове

«КОТ», «СОК»

называть слова на заданный звук:

А- акула, аист, ананас….

С- сок, сумка, сова…

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Слова синонимы,

Грамматический строй речи это

В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы:

умение пользоваться развернутой фразовой речью,

правильно строить простые предложения,

наполнять предложения второстепенными и однородными членами,

работать с деформированным предложением,

самостоятельно находить ошибки и устранять их,

составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

составлять рассказ по картинке

составлять рассказ по серии картин

отвечать на вопросы по тексту

К этому ко всему еще у ребенка должна быть развита Речевая коммуникация

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

уметь слушать и понимать речь,

строить общение с учетом ситуации,

легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

ясно и последовательно выражать свои мысли,

пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.

Попробуйте хотя бы по 20 минут в день обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).

Звукопроизношение

к 6 – 7 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам,

к 6 – 7 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Очень часто бывает так, что ребенок уже может правильно говорить какой-то звук, но в своей речи так и продолжает вместо шапка говорить «фапка», вместо рак -«уак». Родители в недоумении: «Ведь ты же умеешь правильно говорить? Почему же всё так же картавишь?». Закрепление правильного звукопроизношения это своего рода привычка, которую нужно выработать у ребёнка взамен старой, неправильной. А для этого необходимо время и помощь взрослых.

Необходимо терпеливо тренировать ребёнка в правильном произношении как можно чаще, стараться не допускать «неправильных звуков».

В закреплении правильного звукопроизношения выделяют несколько этапов, которые необходимо последовательно пройти, чтобы справиться с «трудным звуком».

Этапы закрепления звуков

Сначала вновь появившийся звук закрепляют

1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3. автоматизация звука в предложениях;

4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6. автоматизация звука в разговорной речи.

Игры по автоматизации звуков

Для закрепления поставленного звука можно поиграть в такие игры.

«Запомни и повтори».

«Повтори за мной только тот слог, в котором спрятался «Р».

«Повтори за мной!».

«Кто больше звуков вспомнит со звуком «Р».

«Что можно положить в суп со звуком «Р».

Придумай, что можно положить в суп : картошку, баранину, морковку, рыбу, макароны, петрушку, укроп.

«Нарисуем дом».

Рисуем только такие части дома, в которых есть «Р» : квадрат, крышу, трубу, рамы, дверь.

«Назови ласково» .

Взрослый говорит слово, а ребё нок называет его ласково: рот - ротик, рука - ручка, рыба - рыбка., рубашка, рукавицы, тетрадь, трос

«Как будет много».

Взрослый называет один предмет, а ребёнок должен сказать, как будет много: радуга - радуги, рама – рамы, рука -, матрас -, роза, робот, ручка,

«Доскажи словечко!».

взрослый начинает говорить, а ребё нок продолжает: дрова рубят. (топором); на ветке чирикает. .(воробей).

Коза ест. (травку).

Ленивый не хочет ….(трудиться).

Я рисую … (карандашом).

«Сочинялки».

«Придумай предложения с моим словом».

«Соединялки».

Взрослый говорит 2-3, а может быть и больше слов, а ребё нок соединяет их в предложение: карандаш, рыба — Рома нарисовал рыбу карандашом.

Рома, рана – у ромы на руке рана

Кухня, радио - на кухне работает радио

«Исправлялки».

Выполнять данные упражнения необходимо ежедневно (по 2-3 упражнения – игры). Это работа не только закрепляет и автоматизирует поставленный звук в речи, но и развивает слуховое внимание и память, навыки лексико – грамматический строй языка, навыки словоизменения, способствует предупреждения нарушения чтения, письма у дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка.

Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей. В последние годы появилась одна сложнейшая.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи через театрализованную деятельность В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Выступление на собрании родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребёнка к школе» Слайд 1 Речевая готовность к школе. Слайд.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе» (включая файлы) размещена пользователем Гулия Нуртдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД