Гулия Нуртдинова
Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок овладеет чтением и письмом.
Публикация «Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков.
Умение различать звуки речи на слух.
Владение элементарными навыками звукового анализа.
Словарный запас.
Грамматический строй речи
Связную речь.
Речевую коммуникацию.
Мелкую моторику рук.
Владение элементарными навыками звукового анализа ЭТО -
умение выделять начальный гласный звук из слова «Утка»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове «МаК», «ДоМ»;
определять количество и последовательность звуков в слове
«КОТ», «СОК»
называть слова на заданный звук:
А- акула, аист, ананас….
С- сок, сумка, сова…
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Слова синонимы,
Грамматический строй речи это
В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы:
умение пользоваться развернутой фразовой речью,
правильно строить простые предложения,
наполнять предложения второстепенными и однородными членами,
работать с деформированным предложением,
самостоятельно находить ошибки и устранять их,
составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
составлять рассказ по картинке
составлять рассказ по серии картин
отвечать на вопросы по тексту
К этому ко всему еще у ребенка должна быть развита Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук
Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.
Попробуйте хотя бы по 20 минут в день обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
Звукопроизношение
к 6 – 7 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам,
к 6 – 7 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Очень часто бывает так, что ребенок уже может правильно говорить какой-то звук, но в своей речи так и продолжает вместо шапка говорить «фапка», вместо рак -«уак». Родители в недоумении: «Ведь ты же умеешь правильно говорить? Почему же всё так же картавишь?». Закрепление правильного звукопроизношения это своего рода привычка, которую нужно выработать у ребёнка взамен старой, неправильной. А для этого необходимо время и помощь взрослых.
Необходимо терпеливо тренировать ребёнка в правильном произношении как можно чаще, стараться не допускать «неправильных звуков».
В закреплении правильного звукопроизношения выделяют несколько этапов, которые необходимо последовательно пройти, чтобы справиться с «трудным звуком».
Этапы закрепления звуков
Сначала вновь появившийся звук закрепляют
1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3. автоматизация звука в предложениях;
4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6. автоматизация звука в разговорной речи.
Игры по автоматизации звуков
Для закрепления поставленного звука можно поиграть в такие игры.
«Запомни и повтори».
«Повтори за мной только тот слог, в котором спрятался «Р».
«Повтори за мной!».
«Кто больше звуков вспомнит со звуком «Р».
«Что можно положить в суп со звуком «Р».
Придумай, что можно положить в суп : картошку, баранину, морковку, рыбу, макароны, петрушку, укроп.
«Нарисуем дом».
Рисуем только такие части дома, в которых есть «Р» : квадрат, крышу, трубу, рамы, дверь.
«Назови ласково» .
Взрослый говорит слово, а ребё нок называет его ласково: рот - ротик, рука - ручка, рыба - рыбка., рубашка, рукавицы, тетрадь, трос
«Как будет много».
Взрослый называет один предмет, а ребёнок должен сказать, как будет много: радуга - радуги, рама – рамы, рука -, матрас -, роза, робот, ручка,
«Доскажи словечко!».
взрослый начинает говорить, а ребё нок продолжает: дрова рубят. (топором); на ветке чирикает. .(воробей).
Коза ест. (травку).
Ленивый не хочет ….(трудиться).
Я рисую … (карандашом).
«Сочинялки».
«Придумай предложения с моим словом».
«Соединялки».
Взрослый говорит 2-3, а может быть и больше слов, а ребё нок соединяет их в предложение: карандаш, рыба — Рома нарисовал рыбу карандашом.
Рома, рана – у ромы на руке рана
Кухня, радио - на кухне работает радио
«Исправлялки».
Выполнять данные упражнения необходимо ежедневно (по 2-3 упражнения – игры). Это работа не только закрепляет и автоматизирует поставленный звук в речи, но и развивает слуховое внимание и память, навыки лексико – грамматический строй языка, навыки словоизменения, способствует предупреждения нарушения чтения, письма у дошкольников.