ЕЛЕНА ГРЕБЕНЩИКОВА
Консультация «Развитие выразительности детской речи посредством знакомства с малыми фольклорными формами»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы говорим о задачах ознакомления детей с художественной литературой, невольно вспоминаешь слова Л. С. Выгодского, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а том чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства» (Выгодский Л. С. «Избранные психологические исследования» - М., 1956г. – с. 436). Это значит, что мы должны вести ребенка в мир словесного искусства – познакомить его с существованием этого искусства, показать многообразие жанров художественной литературы (проза, поэзия, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, произведения русского, зарубежного фольклора и др., воспитывать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Публикация «Консультация „Развитие выразительности детской речи посредством знакомства с малыми фольклорными формами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Художественная литература воздействует на умственное и эстетическое развитие ребенка. Она играет огромную роль в развитии речи дошкольников. То, что детям прививается любовь к красоте родного слова, развивается культура речи, указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин и др.).
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы. Поговорки, загадки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, кричалки и т. д.).
Фольклор – неписанная литература, устное творчество, развивающееся по своим особым законам. Оно корнями уходит в историю народа.
Когда мы знакомим дошкольников с малыми формами фольклора, мы развиваем понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, фразеологизмов) в художественном тексте («зарубить на носу» - запомнить навсегда, «повесить голову ниже плеч» - загрустить).
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка; они вводят ребенка в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.
Знакомя детей с формами малого фольклора, мы учим их играть в стихи и со стихами. В свободное от занятий время мы заучиваем наизусть считалки, скороговорки, загадки, дразнилки, перевертыши, заклички и т. д. затем используем их в разных режимных моментах.
Мы используем малые фольклорные формы как заклички, приговорки при ознакомлении детей с природой. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер; времена года – живут в закличках, как одушевленные существа. Дети просят солнце о тепле и ласке, гром – пожалеть дом, дождь – что поливать, сколько воды выливать, зовут дождь («уж как дождь – дождем, мы давно тебя ждем…»). Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова («свети солнышко, на с неба, чтобы год от года давала нам погода»). Приговорка, построенная по принципу просьбы – пожелания настраивает ребенка относится уважительно к растениям в лесу, поле, огороде (матушка – репка, уродись крепка; бобы велики и круглы и т. д.).
Работая с прибаутками, мы стараемся создать красочные, яркие словесные картинки, которые составляют повседневные впечатления ребенка: все что его окружает в доме, во дворе, на улице, уважительное отношение ко всему (котенька – коток, курочка – рябушка, совушка – сова, серенький волчок, Васенька – дружок, и т. д.). Прибаутка помогает детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове.
Небылицы, чепуха, небылинщина – очень интересна для детей. Поэтому мы знакомим детей с такой фольклорной формой, как перевертыши. Они развивают у детей чувство юмора, веселье, смех, радость.
В большом почете, чем другие формы фольклора – считалочки.
Дети с удовольствием используют их во всех видах деятельности. Еще одна любимая форма фольклора у детей – скороговорки. Это и полезные грамматические упражнения, которые тренируют ребенка в правильном употреблении частей речи, частей слова и в то же время – любимая игра в словотворчество.
Народные загадки – важный жанр детской литературы. Если в младшем возрасте дети просто запоминают отгадки на предложенные загадки, то в старшем возрасте детям предлагается самим придумывать загадки, используя выразительные средства.
На основе проделанной работы мы создали с детьми «Альбом детского словесного творчества», «Корзинка выразительных средств» (совместная работа детей и родителей, «Наши загадки», «Небылицы – небылицы, напиши на всей странице», «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок» и т. д.
По итогам диагностики дети показали общий уровень – уровень выше среднего, и мы будем продолжать работать в этом направлении, для достижения высокого уровня.