Светлана Ивановна Пядухова
Ознакомление с малыми фольклорными формами в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в области «Ознакомление с художественной литературой».
ТЕМА: «Ознакомление с малыми фольклорными формами в средней группе».
П/ ТЕМА: Заучивание русской народной потешки «Сегодня день целый…»
(Составила и провела воспитатель первой категории Пядухова С. И. 2015г.)
Цели и задачи:
*Приобщать детей к устному народному творчеству.
Публикация «Ознакомление с малыми фольклорными формами в средней группе» размещена в разделах
*Способствовать формированию умения детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание.
*Развивать образность речи детей, творческое воображение.
*Развивать слухоречевую память и зрительное внимание детей.
*Обогащать активный словарь детей.
*Формировать у детей простейшие навыки грамматического согласования слов.
*Поддерживать интерес у детей к заучиванию потешки.
*Формировать у детей навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на сюжетный ряд картинок.
ХОД:
1. Орг. момент: «Ручками похлопали, ножками потопали,
Головкой покивали, в разные стороны покачали,
Глазками поморгали и мне показали…
Улыбнулись!»
-Ребята, а когда люди улыбаются друг другу, что можно сказать об их настроении? Какое оно? … хорошее, веселое, радостное, улыбчивое)
2 .Знакомство с понятием «потешка».
Так вот, ребята, чтобы у людей было хорошее настроение – они придумали рассказывать друг другу веселые истории в стихах – т. е. «потешки». Скажите это слово хором)
А, что же такое «потешки»? - А это значит «п о т е ш а т ь», т. е. «в е с е л и т ь». «Потешаться» - веселиться, улыбаться.
-Ребята, что значит «потешаться»?)
-А что делают «потешки»?)
Вот, с одной из таких веселых потешек я вас сегодня познакомлю. И в ней будут участвовать веселые лесные зверушки. Хотите узнать, какие?)
Тогда, внимание, они спрятались в волшебном сундучке и желают с вами поиграть… А вы, хотите?)
3. Д/И «Угадай зверушку».
А).Воспитатель показывает выбранному ребенку карточку зверя из потешки, чтобы тот с закрытым «замочком», ничего не говоря, показал этого зверя; а все остальные дети отгадывают, кто же на карточке в сундуке.
Б).Дети подбирают к данному зверю семью и дают ей название (лисья семья, медвежья семья, заячья семья, кошачья семья, утиная семья).
4. Чтение потешки «Сегодня день целый…» с рассматриванием иллюстрации к ней.
Сегодня день целый 4)Медведица-Маша
Все звери у дела: Варит детям кашу.
1)Лисичка-сестричка 5)Зайчиха под елкой
Шубку подшивает, Метет метелкой.
2)Сер-медведь, старый дед 6)Кошка лыки дерет
Сапог подбивает, Коту лапотки плетет.
3)А сорока-белобока 7)По болоту босиком
Мушек отгоняет. Утка ходит с посошком.
- Понравилась вам потешка?)
- Мы с вами говорили, что потешка потешает, веселит. А что же потешного в этой потешке?
5. Словарная работа с рассматриванием иллюстрации к потешке (здесь полный ответ не нужен) :
- Что значит «сер-медведь»?)
- Чем «сер-медведь, старый дед сапог подбивает»?)
- Кто детям кашу варит?)
- Что держит зайчиха?) А для его она нужна?)
- А что в лапках у кошки?)
- Что такое «лапотки»?) Зачем они нужны?)
- С чем по болту уточка ходит?)
- Что такое «посошок»? … «посох»!, как у Деда Мороза,т. е. палка, чтобы на нее опираться при ходьбе).
6. Физ. Минутка:
Повертелись, покрутились и в …з а й ч и ш е к превратились ( дети показывают их и издают характерные звуки : «ть-ть-ть»);
Повертелись, покрутились и в …м е д в е д е й превратились («э-э-э»);
Повертелись, покрутились и в …л и с и ч е к превратились («тяф-тяф-тяф»);
Повертелись, покрутились и в …к о ш е к превратились («мяу-мяу-мяу»);
Повертелись, покрутились и в …у т о ч е к превратились («кря-кря-кря»);
Повертелись, покрутились и в …с о р о к у превратились («тр-тр-тр»)-пощелкать языком.
Повертелись, покрутились и в …р е б я т о к превратились. (тихо сесть на стульчики).
7. Повторное чтение потешки с установкой на запоминание, выставляя сюжетные карточки.
Ребята, я вам сейчас еще раз почитаю потешку, а помогать мне будут вот эти карточки (1-7, а вы внимательно слушайте и запоминайте…
8. Д/И с мячом «У кого какие были дела?», а картинки вам подскажут:
- Лисичка-сестричка… (шубку подшивает)
- Сер-медведь, старый дед…. (сапог подбивает)
- А сорока-белобока…. (мушек отгоняет)
- Медведица Маша…. (варит детям кашу)
- Зайчиха по елкой…. (метет метелкой)
- Кошка лыки дерет. Зачем? …. (коту лапотки плетет)
- По болоту босиком…. (ходит утка с посошком).
9. Пересказ потешки.
А теперь давайте вместе расскажем эту потешку:
А). Я начну, а вы – помогайте… (дети хором договаривают фразу).
Б). Игра с сюжетными карточками- помогалочками. (Дети разбирают карточки 1-7, строятся в порядке последовательности потешки и прочитывают свой отрывок).
В). А сейчас, я предлагаю рассказать эту потешку целиком по нашим карточкам-помогалочкам. «Будем говорить красиво,
Четко и не торопливо».
(1-й ребенок с хорошей памятью, 2-й ребенок – пожеланию).
10. Итог:
Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами узнали, что такое «потешка». Что же это такое? … это веселая история в стихах, которая потешает, веселит)
А что мы делали с нашей потешкой? … мы с ней играли, мы ее учили, мы ее рассказывали)
Что вам понравилось на нашем занятии больше всего?) А если вам понравилось, значит и настроение у вас (какое) … хорошее, веселое, улыбчивое, радостное.
Давайте подарим всем хорошее настроение! Нарисуем свои улыбки на сердечках, которые лежат у вас в коробочках и подарим нашим гостям.