Наталья Базаева
Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями. Цикл вокальных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Процесс развития вокальной исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой – средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания.
Известно, что голосовой аппарат- это сложная система, все части которой тесно взаимосвязаны между собой. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребёнку. Необходимо также использовать речевой материал эмоционального содержания, поскольку эмоции: радость, огорчение, удивление, испуг и т. д., непосредственно отражаются на качестве пения.
Публикация «Развитие певческих навыков у детей с речевыми нарушениями, Цикл вокальных упражнений» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
На музыкальных занятиях можно добиться значительных успехов в развитии голоса, расширить его диапазон, научить ребёнка моделировать голос по силе и высоте, выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации. В логопедической группе пение используется как коррекционное средство, способствующее формированию звуковысотного слуха. Развитию дыхания, ритмического чувства, голоса, и таких таких психических процессов как внимание, восприятие, память.
В работе по пению с дошкольниками в логопедической группе необходимо руководствоваться принципами психокоррекционной работы с детьми, которые являются общими для артпедагогики и арттерапии (Медведева Е. А., 2001).
Принцип единства коррекции и развития.
Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка, с учётом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе системного, целостного, динамического изучения ребёнка, его диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребёнка.
Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учётом сензитивных периодов.
Принцип оптимистического подхода.
Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, поощрение его малейших достижений.
Принцип системности.
Предполагает одновременную работу над дыханием, голосообразованием, дикцией, интонированием и развитием ритмического чувства.
Принцип последовательности.
Реализуется в три этапа, задачи которых определяет логопед вместе с музыкальным руководителем.
Задачи 1 этапа: познакомить ребёнка с музыкальными средствами выразительности, сформировать певческие навыки на простом музыкальном материале (разучивание простых по интонации попевок в диапазоне терция-квинта с несложным ритмическим рисунком).
На 2 этапе педагог формирует у детей понятие фразы, музыкального и логического ударения, большое внимание уделяется активности и чёткости артикуляции.
На 3 этапе продолжается воспитание у детей певческой голосовой выразительности. Педагог добивается слаженности звучания всего ансамбля детей.
Первые певческие навыки тесно связаны с певческой установкой. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении стоя и сидя. Перед началом пения у детей необходимо расслабить артикуляционный аппарат. Дети должны разомкнуть зубы, опустить подбородок, проверить указательными пальцами обеих рук, есть ли дырочки в щелях между зубами, и чуть приоткрыть губы, объяснить, как правильно брать дыхание. Полезны для развития певческого дыхания упражнения в сочетании пения staccato и legato. Лёгкое, чёткое staccato - важнейший начальный момент верной организации работы гортани в пении. Этот приём взятия звука воспитывает навык активной, но без перегрузки певческой атаки и способствует формирования «опоры».
Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять чистоте интонирования. Пение с использованием жестов активизирует слуховое восприятие и помогает более точно дифференцировать звуки по высоте, а голосовым связкам более успешно справляться со своим «поисковым процессом».
Для развития восприятия, внимания, памяти и воображения в системе занятий по пению используются различные творческие и импровизационные игры («Допой фразу», «Ответь на музыкальный вопрос», «Спой голосом разных животных», и т. д.). Вокальные упражнения для постановки голоса проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения вокализов (мелодий без слов). Вокализы поются на один гласный звук, затем распеваются простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов. Все эти упражнения по развитию певческого голоса необходимо связывать с игрой (баюканье : а-а; поезд: у – у; гуси: га-га и т. д.)
Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Не следует требовать от ребёнка сразу громкого голоса и чистой интонации: важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже слабый голос окрепнет, хриплый – очистится.
Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребёнка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться.
При работе над высотой голоса необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона обычно добиваются путем плавного протяжного произнесения гласных на одной высоте. Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Например, использование на занятиях схем-алгоритмов, которые позволяют добиваться мышечной свободы у детей, как в пении, так и в дирижерских жестах, воспитывать у них вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
Как правило, изменение силы голоса дается детям значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.
Упражнения на координацию дыхания и голосообразования.
Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato.
«Капели»
Кап, кап, кап –
Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).
То весна к нам пришла,
Птички прилетели,
Птички прилетели –
Песенки запели. (а--- поём протяжно).
«Синичка».
Ты, синичка, полетай,
С нами вместе поиграй!. (Ф-ууу! Ф-ууу).
Фу---у
(У каждого ребёнка в левой руке маленькая птичка из цветной бумаги, прикреплённая к нитке, длиной 20-25 см. Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы трубочкой, дети, произнося звуки, делают выдох несколько раз. При этом птички подлетают вверх несколько раз.)
В конце дети подставляют ладонь, на которую сажают птичка устала.
Упражнения на пропевание гласных legato и staccato
«Укачиваем"
Уа-Уа, ах как девочка мала,
Уа-Уа, любит петь она с утра.
Уа-Уа, подпеваю ей сама,
Уа-Уа, говорить с ней нам пора.
Необходимо объяснить детям,что legato это когда звуки сливаются и плавно переходят один в другой.
Упражнения на силу голоса.
При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных с разной силой звука. Если ребёнок будет петь, а динамику, то есть f(громко) или p (тихо) музыкальный руководитель будет показывать руками, то его голос будет подчиняться этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижёрским жестом. Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения.
Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:
«Эхо».
Мы в лесу гуляли,
Мы грибов набрали,
Где же наши детки,
Детки-малолетки?
А-у!
Пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo
с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания по низходящим секвенциям. «Кукушка»
Зелёная опушка,
Идём по холодку,
В лесу поёт кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку»
Упражнения на дыхание.
«Понюхай цветок».
Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:
- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;
- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;
- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух.
То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога.
Вот какой, вот какой
Маленький цветочек мой.
Он фиалкою зовётся.
Пахнет солнцем и весной.
Пчёлки быстрые,
Ищут мёд в цветочках.
И над ними кружат,
Самолёты точно.
Упражнения - пение glissando.
Эти упражнения помогают работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звука показывать руками.
«Кошка».
Села кошка на окошко,
Дайте молока немножко:
Мяу, мяу, мяу, мяу.
«Барбос».
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос:
Р -р-р-р
Отчего рычит Барбос?
Осы жалят его в нос:
Р Р Р Р Р
«Пчёлки».
Пчёлки-жужжалки,
Пчёлки-кусачки,
Я вам сейчас покажу:
Чтоб не кусались.
Чтоб не мешались,
Я вас сейчас накажу!
Ж Гав Ж Гав
Ж Гав Ж
Ж Гав Ж Гав
Ж Ж Гав