Косова Любовь
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
Из опыта работы.
В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребёнка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих - художественного. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечений, отдыха. Самостоятельная сюжетная игра тесно связана с обучающими играми. Эта связь двусторонняя. Одни виды игр взаимно обогащают другие. От сюжетных игр зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью. Выдающиеся педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в развитии детей. Важным в игре является умственное развитие ребёнка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. Хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья. Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Благодаря игре ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребёнка. Неосуществимые для малыша в данный момент желания могут быть реализованы в игре (Л. С. Выготский). В ней присутствуют многие предметы, окружающие ребёнка. Играя с ними, он изучает их свойства. Малыш хочет действовать как взрослый, но его возможности и условия таковы, что он не может это осуществить. Итак, основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Игровая воображаемая ситуация вырабатывается у детей к трём годам. Но умение их действовать в условном, воображаемом плане постепенно формируется взрослыми. Чтобы игра детей развивалась, педагог в своей работе не только опирается на детский опыт, но и активно формирует его. Руководство игрой начинается до предложения детям соответствующих игрушек. Малышей знакомят с окружающей действительностью в повседневной жизни и на занятиях. Так ребёнок учится использовать те или иные предметы с учётом их физических свойств и назначения, узнаёт смысл действий людей. Он знакомится с характерными особенностями животных, отношением людей к предметам, живой природе, друг к другу. Этот конкретный жизненный опыт может быть отображён в игре. Из реальной жизни дети заимствуют не только события, но и разные способы деятельности и отношений друг с другом. На четвёртом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают навыки ролевого поведения. Стремление ребёнка не просто передвинуть и переставить предметы, но и воспроизвести определённую эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребёнок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу. В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретённые дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой. В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. При организации игр в младших группах одной из важнейших программных задач является воспитание у ребёнка умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, педагог должен быть предельно внимательным к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени ещё только начинают складываться.
Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, Из опыта работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Литература: Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста : Кн. Для воспитателя дет. Сада / Т. Л. Богина, Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др. ; Под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной – М. : Просвещение, 1987. – 160 с.
Первые сюжетные игры малышей, Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 96 с. : ил.