Филиппова Алёна Анатольевна
Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. Это обусловлено тем, что внимание является психическим процессом который тесно взаимосвязан с другими процессами и составляет основу познавательной деятельности детей.
Публикация «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» размещена в разделах
Изучением внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, У. Джемс, Л. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и многие другие, ими была раскрыта сущность процесса внимания, описаны виды внимания, его физиологическая основа.
Внимание представляет собой направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности (Л. С. Выготский).
В младшем дошкольном возрасте дети становятся способными удерживать внимание на объекте более продолжительное время, особенно если этот объект вызывает у них интерес. Но в тоже время дети младшего дошкольного возраста характеризуются неустойчивостью внимания, его малым объемом, трудностью переключения и распределения внимания. Это определяет специфику организации процесса обучения и используемых методов и приемов обучения в младшем возрасте.
В связи с этим важное значение приобретает развитие внимания.
Сущность основных понятий и их характеристика
Среди психических процессов внимание занимает особое место. Так как оно включено во все остальные психические процессы, выступает как необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным.
Н. В. Ляудис дает такую формулировку понятия: внимание есть психическая деятельность, заключающаяся в ориентировке на окружающие предметы и явления и приводящая к наиболее полному и точному их отражению в мозгу человека. Внимание вызывается появлением нового объекта, связанного с различного рода изменениями в окружающей обстановке [13].
Выделяются основные виды внимания : непроизвольное внимание; произвольное внимание; послепроизвольное внимание (Л. Д. Столяренко, А. А. Запорожец, Е. И. Рогов).
К дополнительным видам внимания относятся : тактильное (чувственное, сенсорное, перцептивное, слуховое, зрительное, интеллектуальное (мыслительное, опосредованное (речь, жесты, слова, моторное (двигательное).
К свойствам внимания по Л. Д. Столяренко относятся: концентрация (степень сосредоточенности внимания на объекте, объем (количество объектов (или их элементов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно с достаточной ясностью, переключение (намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи, распределение (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности, устойчивость (длительность сосредоточения внимания на объекте, предмете или деятельности).
В младшем дошкольном возрасте ученые в качестве ведущего определяют непроизвольное внимание, которое затем в процессе развития дополняется характеристиками произвольного и послепроизвольного внимания.
Развитие внимания детей происходит в процессе занятий, разных видов деятельности, руководства процессом внимания, осуществляемым педагогом, при использовании подвижных, дидактических и других видов игр, упражнений. Развитие внимания детей младшего школьного возраста должно осуществляться целенаправленно. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями внимания, его неустойчивостью, малым объемом, слабой переключаемостью и плохой распределяемостью.
Эффективными средствами развития внимания могут выступать организованная деятельность, игры, упражнения, предметно-развивающая среда.
Целью роботы являлась разработка проекта по развитию внимания детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить сущность ключевых понятий исследования и их характеристику.
По вниманием мы рассматриваем особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности (Н. Ф. Добрынин). Выделяют основные виды внимания : непроизвольное внимание; произвольное внимание; послепроизвольное внимание (Л. Д. Столяренко, А. А. Запорожец, Е. И. Рогов).
Внимание характеризуется следующими свойствами: концентрацией (степень сосредоточенности внимания на объекте, объемом (количество объектов (или их элементов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно с достаточной ясностью, переключением (намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи, распределением (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности, устойчивостью (длительность сосредоточения внимания на объекте, предмете или деятельности).
Основными функциями внимания являются (по Е. Г. Рогову) : активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; целенаправленный организованный отбор поступающей информации; удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель; обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте; регуляция и контроль протекания деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ученые в качестве ведущего определяют непроизвольное внимание, которое затем в процессе развития дополняется характеристиками произвольного и послепроизвольного внимания.
Развитие внимания детей происходит в процессе занятий, разных видов деятельности, руководства процессом внимания, осуществляемым педагогом, при использовании подвижных, дидактических и других видов игр, упражнений.
Таким образом, поставленная цель была достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2012. – 64 с.
2. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. - М. : Просвещение, 2008. - С. 254-268.
3. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : Кн. Для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова - М. : Просвещение, 2011. – 210с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М., 2011. – 175с.
5. Венгер, Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -2004. -№12. - С. 24-30.
6. Волкова, Н. Внимание детей во время занятий [Текст] / Н. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2011.- №12.- С. 6-9.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, Эксмо, 2008. - 512 с.
8. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] // П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М. : Просвещение, 2008. - 452 с.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников[Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск: Харвест, 2012. - 247 с.
10. Добрынин, Н. Ф. Внимание и его воспитание [Текст] / Н. Ф. Добрынин. - М. : Просвещение, 2009. - 367 с.
11. Козырева, Л. М. Как стать внимательным [Текст] / Л. М. Козырева. - Академия развития, Академия Холдинг, 2012. - 32 с.