вера васильченко
Развитие у воспитанников представлений о социальной значимости труда взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с трудом взрослых – не только средство формирования системных знаний, но и значимое эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Дошкольный возраст является периодом первоначального, профессионального и личностного самоопределения.
Публикация «Развитие у воспитанников представлений о социальной значимости труда взрослых» размещена в разделах
Знакомство ребенка с трудом взрослых - это фактор огромного воспитывающего значения; зная, чем заняты отец и мать на производстве, ребенок проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. Знакомство ребенка с трудом взрослых - один из источников воспитания в нем бережного отношения к общественному добру.
Формирование представления реб нка о многообразии профессий, структуре труда и его роли в обществе и жизни каждого человека обосновано ФГОС дошкольного образования.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду, а образовательной области «Познавательное развитие» на формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
На данный момент ОП ДО ставит перед нами следующие задачи социализации детей в профобразованиии следующие:
- Знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
- Развивать любознательность, интерес к деятельности взрослых.
- Побуждать воспитанников к начальной профориентации.
- Воспитывать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых, его результатам.
С чего же должна начаться работа в этом направлении?
На I этапе работы мы должны:
- Выявить уровень развития у воспитанников представления о социальной значимости труда взрослых.
- Создать условия для развития у воспитанников представления о социальной значимости труда взрослых.
Необходимо провести педагогическую диагностику с показателями развития начальных представлений о социальной значимости труда взрослых из основной образовательной программы МБДОУ и выявила уровень развития начальных представлений.
- Для представления о социальной значимости труда взрослых предлагаем проводить с детьми следующие мероприятия: конечно же в первую очередь — это беседы с детьми. Проведение такой игры, как «Открытый микрофон», будет мотивировать и инициировать разговор с детьми, и еще это поможет выяснить, что они знают о профессиях взрослых, используя модель тр х вопросов.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо обогатить развивающую предметно - пространственную среду в группе. В развивающую предметно-развивающую среду необходимо включить:
1. В раздел Социально-коммуникативное развитие
- Маркеры игрового пространства (макеты «Школа», «Детский сад», ширмы) - Игрушки-предметы оперирования (пожарный рукав, сигнальная кнопка, каски, телефон, жезл, жилеты, фуражка, ингалятор, медицинский халат и др.)
- Баннеры или многофункциональные ширмы («МЧС», «Пожарный щит», «Геологическая экспедиция»,
«Парикмахер», «Больница», раскладная ширма «Аптека»)
2. В раздел Познавательное развитие
- Лэпбуки: «Строитель», «Водитель», «Профессия - пожарный»
- Д/и «Кому что нужно для профессии?», «Угадай профессию»
- Видеофильмы, тематические мультимедийные презентации
- интерактивные игры «Найди ошибку», «Назови профессию», «Кому, что нужно для профессии».
3. В раздел Речевое развитие
- Детскую художественную литературу
- «Профессии в картинках» (н/д пособие)
- Альбом «Профессии»
4. В раздел Художественно-эстетическое развитие
- Материалы для продуктивной деятельности
- Продукты детской деятельности
5. В раздел Физическое развитие
- Оборудование для двигательной деятельности (маски, мячи и т. д.) Какие методы и приемы использовать в работе с детьми:
1. СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, обсуждение, чтение познавательной и художественной литературы, вопросы, беседа)
2. НАГЛЯДНЫЕ (рассматривание, наблюдение, экскурсии)
3. ИГРОВЫЕ (игры (подвижные, режисс рские, театрализованные, сюжетно-ролевые, интерактивные игры, дидактические игры)
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ (моделирование, проектная деятельность)
На этапе ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых необходимо организовывать разнообразную совместную деятельность (организованную детскую деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, которая позволит успешно решить поставленные задачи, и будет мотивировать детей к самостоятельной деятельности. Внедряя различные формы работы с детьми, необходимо использовать новые инновационные технологии, индивидуально-дифференцированный подход, игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные представления и знания о профессии: название – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда, воспитать уважение к труду взрослых.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.
Необходимо организовывать встречи с людьми разных профессий (делопроизводитель, кастелянша, медицинская сестра, художник, кондитер, для обогащения представлений детей о данной профессии. Во время наблюдений за трудовыми действиями, рассматривании техники и инструментов, которые необходимы для выполнения трудовых действий, необходимо учить детей высказывать свое мнение по поводу важности данной профессии.
В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов уточнять, закреплять и дополнять сведения, полученные во время встреч.
Живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом – создает положительное отношение к труду и осмысление его значимости, обогащает чувства воспитанников, создает основу для стремления детей узнавать больше.
Ранняя детская профориентация имеет большое значение в социализации личности. В этом направлении развития детей поможет интересная игра-интервьюирование «Кем я хочу быть?». Она научит детей проявлять фантазию, воображение, высказывать предположения о будущей профессии.
Можно провести с детьми интерактивные дидактические игры, такие как «Найди ошибку», «Назови профессию», «Кому, что нужно для профессии».
Закреплению и обогащению представлений о труде взрослых помогут игры с лэпбуками, по профессиональной направленности. Задания разного уровня сложности, заложенные с содержание любого лэпбука, развивают познавательную и творческую активность, помогут систематизировать представления о профессиях.
Одной из интересных форм организации работы является развлечение. Воспитанники в рамках проведения игр-соревнований, эстафет могут определять предметы, которые необходимы для работы в определенных профессиях, выполнять элементарные трудовые операции, которые отражают особенности той или иной профессии.
В ходе развитие у детей представлений о социальной значимости труда взрослых педагогу необходимо организовывать самостоятельную деятельностью воспитанников.
(Т. е. обеспечивать каждому воспитаннику право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями).
В самостоятельной познавательной деятельности можно рекомендовать детям дидактические игры разрезные картинки «Угадай профессию», лото «Кому, что нужно для профессии?», альбом «Профессии».
Высталять в книжном уголке книги К. Чуковский «Доктор Айболит»,
С. Маршак «Почта», В Маяковский «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие
Без сюжетно-ролевых игр не возможно обойтись. Дети в ходе игры примеряют на себя разные роли. Активно используют игровую атрибутику, называют инструменты, действия, которые выполняют люди разных профессий. В ходе игры дети воплощают свои замыслы, стараются играть в соответствии с ролью.
В конце учебного года необходимо провести повторную педагогическую диагностику воспитанников, которая покажет результат работы.
В соответствии с требованиями ОП ДО результат работы должен быть таким: - Воспитанники имеют представления о профессиях взрослых.
- Воспитанники проявляют любознательность, интерес к деятельности взрослых.
- Дети стремятся к начальной профориентации (мечтают о профессиях, примеряют на себя профессии взрослых).
- У дошкольников наблюдается ценностное отношение к труду взрослых, его результатам.