Анна Шевко
Конспект комплексного занятия «Экскурсия по улицам города Труда» для воспитанников среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: формировать представления о людях разных профессий (строитель, парикмахер, кондитер, швея, пожарный, милиционер, врач); представления об элементах их профессиональной деятельности, месте работы, инструментах и спецодежде, развивать потребность освоения новых социальных ролей, воспитывать трудолюбие.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Экскурсия по улицам города Труда“ для воспитанников среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки по ПДД: наблюдение за транспортом, дорогой
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Материал и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, 2 мольберта, презентация, иллюстрации, строительный материал, шаблоны: швея, кондитер, парикмахер; схемы конструирования, 2 зеркала, предметы для работы (пожарного, милиционера, врача, парикмахера, швеи, кластер «Что нужно для работы кондитеру и продавцу», магниты, сюжетно-игровой комплекс «В мире профессий», спецодежда: кондитер, парикмахер, врач, милиционер, пожарный, строитель; напольная вешалка для одежды, посылка, дидактическая игра на липучках «Подбери инструменты правильно»; по количеству детей: картон с вырезанными отверстиями для лица, цветной маркер, кондитерский шприц (давилка, мягкий пластилин, колпак-шапочка, муляж пирожного, стека, доска для лепки.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, разгадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги, В. Осеева «Волшебная иголочка», С. Михалков «Дядя Степа», Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»; беседы «Все профессии важны», «Профессия моей мечты» или «Кем я буду».
Методы и приёмы: игровой (дидактические игры, кластер, внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, загадки, элементы соревнования, проблемные и игровые ситуации); наглядный (рассматривание иллюстраций, предметов, просмотр презентации, словесный (рассказ воспитателя, беседа, вопросы, практический (конструирование, лепка, рисование).
Тип занятия: комбинированный
Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ технологии.
Ход занятия
I этап - вводный (организационный)
Игра-этюд «Башенка дружбы» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы.
Раз, два, три, четыре, пять –
Кулачки пошли играть,
Башню дружбы мы построим,
Нашу дружбу мы удвоим. (Дети из кулачков строят башню дружбы.)
II этап – основной
Сюрпризный момент (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Слайд 2. «Вам пришла электронная почта»
Слайд 3.«Письмо от Незнайки»
Здравствуйте, мои дорогие друзья!Пишет вам ваш друг из Цветочного города - Незнайка! Я не знаю, кем хочу быть, когда вырасту, помогите мне, пожалуйста, узнать как можно больше о профессиях.
Воспитатель дошкольного образования (В. д. о.) Ребята, поможем Незнайке узнать о профессиях? (Ответы детей.) Кто из вас знает, что такое профессия? (Ответы детей.) У каждого взрослого человека есть профессия, которой он посвящает свою жизнь и за свой труд получает зарплату (деньги). А что нужно сделать, чтобы получить какую-либо профессию? (Ответы детей.) Правильно, сначала надо выбрать, кем ты хочешь стать, потом учиться, для того чтобы получить знания и умения. Очень важно, чтобы каждый выполнял свою работу добросовестно. Ведь недаром про ответственных и старательных людей говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо».
Игровая ситуация «Кто назовет больше пословиц: девочки или мальчики?» (подгрупповая форма работы)
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
- Без труда нет добра.
- Делу время, потехе – час.
- Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Умелые руки не знают скуки.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- За много дел не берись, а в одном отличись.
В. д. о. Ребята, для того чтобы больше узнать о людях разных профессий и помочь Незнайке с выбором будущей профессии, я предлагаю вам экскурсию в город Труда. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Я предлагаю совершить перелет на машине времени. Согласны? (Ответы детей.)Слайд 4
1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем.
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.
В. д. о. Вот мы и оказались в городе «Труда». Слайд 5. Хотите познакомиться с улицами города? (Ответы детей.)
Для того чтобы узнать как называется первая улица, предлагаю вам разгадать загадку:
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (Строитель.) Слайд 6.
Как вы думаете, как называется улица, если здесь работает строитель? (Ответы детей.) Где работает строитель? (Ответы детей.)
Слайд 7. Что он делает? (Ответы детей.) Слайд 8.
Игра «Четвертый лишний» Слайд 9.
Цель: закрепление умения находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.
В. д. о. Назовите, какие предметы лишние? (Ответы детей.)
Предлагаю вам поработать в качестве строителей и построить здания будущего нашего родного города Мозыря. Я вам приготовила разнообразный строительный материал, вы можете выбрать все, что захотите. Помните, работать нужно быстро и сообща, для этого разобьемся на группы. Не забывайте и о технике безопасности. Что надевает строитель на голову? (Ответы детей.) Все готовы к работе? (Ответы детей.) Тогда приступайте.
Конструирование из крупного конструктора «Здания города Мозыря»Слайд 10.
Цель: формирование представления об элементах профессиональной деятельности строителя.
Расскажите, что вы построили? (Ответы детей.)
В. д. о. Ребята, нас с вами ждут на кондитерской фабрике, она находится на второй улице, которая называется «Сладкоежкина». И мы с вами пришли в кондитерский цех. Как вы думаете, кто здесь работает? (Ответы детей.) Кто знает, что делает повар-кондитер? (Ответы детей.) Как вы думаете, чем отличается профессия повара от повара-кондитера? (Ответы детей.) Повар — это человек, который готовит первые, вторые блюда и закуски. А кондитер — это человек, который умеет готовить десерты (торты, пирожные, печенье).
Кластер «Что необходимо для работы повару и повару-кондитеру?»
Цель: формирование представления об инструментах необходимых для работы повара и повара-кондитера.
Ребята, хотите сами украсить пирожные, как настоящие кондитеры? (Ответы детей.) Что необходимо нам для работы? (шапочки, кондитерские шприцы, крем, заготовки пирожных, разделочная доска, нож)
Пальчиковая игра «Пирожные»
Цель: обеспечение смены вида деятельности, развитие мелкой моторики рук.
Тесто ручками помнем и пирожных напечем. (Сжимают, разжимают пальцы рук.)
Серединку смажем джемом, а верхушку сладким кремом. (Поглаживание левой ладони.)
И кокосовою крошкой, мы присыплем все немножко. (Имитация движений.)
Лепка «Украшение пирожных» Слайд 11.
Цель: формирование представления об элементах профессиональной деятельности повара-кондитера.
В. д. о. Как вы думаете, человек, какой профессии, может отвезти сладости, которые мы приготовили в торговую сеть?(Ответы детей.)
Музыкальная физкультминутка «Мы - шоферы» Слайд 12.
Цель: обеспечение смены вида деятельности.
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Свет включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники считают капли
Вправо, влево - чистота!
Волосы ерошит ветер,
Мы шофёры - хоть куда!
В срок товар всегда доставим,
Скорости чуть-чуть добавим,
Будут рады продавцы –
Мы такие молодцы!
В. д. о. Ребята, нас с вами ждут на третьей улице, которая называется «Подстригайкина». Как вы думаете, какое предприятие, занимающееся предоставлением услуг для людей по уходу за волосами, находится на этой улице? (Ответы детей.) Кто работает в парикмахерской? (Ответы детей.) Что он делает? (Ответы детей.) В нашей парикмахерской работают парикмахеры-стилисты, они не только делают прически или стрижки, но и подбирают стиль прически, который наиболее подходит тому или иному клиенту. Хотите сегодня превратиться в парикмахеров-стилистов? (Ответы детей.) Кто из вас будет стилистом, решит жеребьевка, остальные ребята будут выполнять, роль клиентов.
(Дети – клиенты садятся на стулья, держа перед собой квадраты из белого картона с вырезанными для лица отверстиями, дети парикмахеры, пользуясь цветными маркерами, рисуют прическу на картоне).
Цель: формирование представления об элементах профессиональной деятельности парикмахера.
В. д. о. Какие красивые прически у вас получились, вы просто настоящие парикмахеры-стилисты! Придумайте название вашим прическам. (Ответы детей.) Подойдите и по очереди рассмотрите в зеркалах свои новые прически. Клиентам понравились их новые прически?(Ответы детей.)
В. д. о. Сейчас мы отправимся на четвертую улицу, которая называется Спасательная. Люди, каких профессий здесь работают?(Ответы детей.) Как вы думаете, почему улица называется «Спасательная»? (Ответы детей.) Люди этих профессий помогают нам в сложных, а порой и в критических ситуациях, они спасают жизнь людей. Как вы думаете, если бы не было профессии врача, милиционера и пожарного, что бы произошло? (Ответы детей.) У людей этих профессий есть специальные автомобили, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях. Давайте с вами вспомним номера телефонов экстренных служб. Рядом со станцией скорой помощи находится аптека, кто там работает? (Ответы детей.) Что они делают? (Ответы детей.) Милицейское отделение соседствует с Государственной автомобильной инспекцией, как вы думаете, кто там работает, какую работу он выполняет? (Ответы детей.) Давайте разделимся на 3 подгруппы и поможем разложить инструменты для людей ваших профессий по своим местам.
Игра-эстафета «Кому, что нужно для работы?» (подгрупповая форма работы)
Цель: формирование представления об инструментах необходимых для работы врача, милиционера, пожарного.
В. д. о. Вот и подходит к концу наше путешествие по городу Труда и мы с вами пришли в ателье или швейную мастерскую. Посмотрите, кто встречает нас в швейной мастерской? (Ответы детей.) Что она делает? (Ответы детей.) Как вы думаете, как называется пятая улица? (Ответы детей.) Назовите, какие инструменты необходимы для пошива одежды? (Ответы детей.) Швея получила заказ на пошив рабочей одежды для людей разных профессий и уже его выполнила. Нам надо по рабочей одежде определить профессию и назвать место работы человека.
Игровое упражнение «Определи профессию по рабочей одежде и назови место работы»
Цель: формирование умения по спецодежде различать людей разных профессий, называть место работы.
В. д. о. Ребята, давайте вспомним, кому мы сегодня должны были помочь больше узнать о профессиях? (Ответы детей.) Слайд 13. Как мы можем Незнайке передать знания о профессиях? (Ответы детей.) Может быть, мы сделаем книгу о некоторых профессиях и подарим её Незнайке? (Ответы детей.) Предлагаю разделиться на группы, каждая группа будет составлять страницы своей книги. Вам надо подобрать карточки, которые подходят к странице вашей профессии. Давайте соберём страницы в одну большую книгу.
Дидактическая игра на липучках «Кому, что нужно»
Цель: закрепление представления об инструментах необходимых для работы людей разных профессий.
Проблемная ситуация: А как же нам передать книгу Незнайке? (Ответы детей.) Предлагаю отправить ему посылку «Белпочтой». Аккуратно положим книгу в посылку, приклеим обозначающие знаки, кому предназначается посылка и от кого, по дороге домой я зайду на почту и отправлю ее. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем. Слайд 14
1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.
III этап. Окончание занятия
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
В. д. о. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей.) В роли, какой профессии вам больше всего понравилось побывать? (Ответы детей.) Информацию, о каких профессиях мы поместили на страницы книги для Незнайки? (Ответы детей.) А вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастете? (Ответы детей.) Я хочу быть, потому что….
Список использованных источников
1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2022. - 383 с.