Елена Хабибулина
Развитие у дошкольников музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие способности. Общие и специальные способности.
Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.
Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.
Публикация «Развитие у дошкольников музыкальных способностей» размещена в разделах
Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.
Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
Общим называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т. п.).
Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем за примерно одного и того же развития общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями. Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко).
2. Музыкальные способности и задатки
Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).
Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.
Не секрет, что ребёнку, обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении своих творческих способностей будет не только легче учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.
В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
3. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием
Диагностические занятия во всех возрастных группах, начиная со средней группы, рекомендуется проводить один раз в год в апреле-мае во второй младшей группе – два раза в год: в сентябре – октябре и апреле – мае. Занятия проводятся циклами, в каждый из которых входят: определение ровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдений за ребенком и четыре специальных диагностических занятия по определению детей ровней развития :
-чувства музыкального ритма
- мелодического слуха
- репродуктивного компонента музыкального мышления
- продуктивного компонента музыкального мышления.
Во время проведения диагностических занятий обще групповые занятия во избежание утомления детей и педагога лучше отменить.
Во всех диагностических циклах занятий для чистоты получаемых результатов используется в основном один и тот же музыкальный материал. Исключение составляют песни, которые дети поют по собственному выбору. Дополнительные более сложные произведения, предлагаемые наиболее продвинутым детям в коне старшей и подготовительной групп, при определении уровней развития репродуктивного компонента музыкального мышления и чувства музыкального ритма. Предлагаемый для диагностики музыкальный материал на обычных занятиях не используется. Диагностические занятия проводятся строго индивидуально. Каждую задач ребенок решает трижды, т. е. им предлагается три попытки решения каждой задачи, при этом учитывается лучший результат.
Разрабатывая показатели – критерии ровней развития музыкальных способностей, рекомендуют опираться на средневозрастные показатели развития каждой из них. Эти показатели характеризуют уровень развития данной способности большинства детей, возрастной группы. Они выявляются в специальных исследованиях. Ориентация показателей развития той или иной музыкальной способности на средневозрастной уровень обеспечивает объективную и адекватную картин нормального распределения способностей, помогает педагог в каждой возрастной группе выявить детей с высоким, средним и низким уровнями развития каждой способности. Достижение большинством детей группы средневозрастного ровня развития той или иной способности рассматривается как результат большой работы музыкального руководителя.
Возрастные показатели развития каждой из музыкальных способностей были разработаны в отношении задач определенного уровня сложности.
О