Лидия Ивановна Баранова
Развитие у дошкольника способности самостоятельно и творчески мыслить
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка думать? Очевидно, что научить ребенка этому можно в ситуации, требующей осмысления. Такой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
-постановки, формулирования проблемы;
-выдвижения предположений и гипотез;
-выбора, проверки, обоснования гипотез;
-подведения итогов, вывод.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослых. Это могут быть:
Публикация «Развитие у дошкольника способности самостоятельно и творчески мыслить» размещена в разделах
-система вопросов, переформулирование условий задачи;
-наводящие задачи или задачи-подсказки;
-цепочка наводящих вопросов;
- готовый вариант решения.
Пример анализа математической проблемы с детьми старшей группы.
Ситуация «Как разделить справедливо».
Деление целого на части.
Сюжет. Машу и Ваню угостили двумя яблоками, причем одно было больше другого. Они решили разделить их так, чтобы каждый получил поровну. Дети долго их делили и никак не могли договориться.
Вопрос. Как помочь Маше и Ване разделить два разных по размеру яблока поровну?
Варианты ответов.
1. Большое яблоко отдать Маше, а маленькое – Ване.
2. Поменять маленькое яблоко на большое.
Решение проблемы. Дети утверждают, что первое и второе предположения правильны. По их мнению, так можно разделить яблоки. Однако первое не совсем справедливо. Всем понравился второй вариант. Но он также не подошел, т. к. не было второго большого яблока. Наконец, вспомнив, что недавно они учились делить геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник) на две равные части, дети самостоятельно предлагают оригинальное решение: разделить каждое яблоко на две половины и дать каждому по маленькой и большой половинке яблока.
Вывод. Целое можно разделить на две равные части.
Решая проблемные ситуации, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.
Литература.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. М. ,1975.
Смоленцева А. А., Суворова. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Спасибо за внимание.