Лидия Ивановна Баранова
Консультация для педагогов и родителей «Развитие зрительно-моторной координации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важен для обучения ребенка в школе его уровень развития координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать).
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Развитие зрительно-моторной координации дошкольника“» размещена в разделах
Развивающие занятия, которые я провожу с нормотипичными детьми старшего дошкольного возраста, имеют комбинированную структуру. Задания и упражнения на развитие зрительно-моторной координации являются одними из главных компонентов таких организованных занятий.
Выполняя задания, ребенок учится:
- правильно держать карандаш, ручку;
- ориентироваться на листе бумаги;
- изображать (повторять) фигуры и рисунки по точкам или по образцу с учетом клеточек или строк;
- раскрашивать фигуры и предметы твердыми цветными карандашами.
Комплекс заданий предусматривает ступенчатую систему. Задания поэтапно усложняются и ребенок постепенно переходит от простых упражнений к более сложным. Каждый этап ставит перед ребенком определенные задачи, при выполнении которых у него формируются необходимые технические умения, развиваются психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие, память, речь).
У меня подобрана картотека рабочих листов с описанием алгоритмов работы по ним. Вот некоторые примеры заданий, которые выполняются детьми по инструкции:
обведи по точкам фигуры (предметы); как они называются?; раскрась столько фигур (предметов, сколько указано цифрой на каждой строке; раскрась фигуры парами, чередуя зеленый (желтый) и синий (желтый) карандаши); раскрась фигуры (предметы) через один синим (зеленым) и красным (голубым) карандашами; закрась столько клеточек (овалов, треугольников, ромбов, сколько тебе лет; сосчитай, сколько фигур (предметов) на верхней и нижней строке; чего больше (меньше?; что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (убрать, добавить?; части рисунка (утенок, поросенок, лиса, Буратино, обезьяна, обозначенные одинаковыми цифрами, раскрась тем цветом, который указан в кружках; заштрихуйте тех медведей (зайцев, белок, улиток, которые смотрят (идут, ползут) направо (налево, остальных раскрась серым (коричневым.) карандашом: в какое время года зайцы бывают серые (белые, сделай копию предмета; выполни графический диктант и ряд других заданий.
Важно обращать внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы дополнительные специальные тренировочные занятия.
Развитию тонких двигательных координаций также способствует : нанизывание мелких деталей; лепка; определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых, затем более сложных.
В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Повысить ценность таких занятий можно, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Не допустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так».
Не забудьте похвалить ребёнка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…»
Спасибо за внимание и поддержку!