МААМ-картинки

Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре

Елена Обвинцева
Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Очень трудно переоценить роль движений в развитии детей.

«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Согласно Статье 84. закона «Об образовании» особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Публикация «Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И. В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Развитие саморегуляции и целенаправленности собственных действий имеет огромное значение в двигательной сфере дошкольника. Саморегуляция - это система осознанных действий направленных на достижение результата. Формирование саморегуляции, т. е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности, является важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста.

Именно формирование саморегуляции – это очень сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В этом процессе могут быть задействованы три механизма:

- общение со взрослым;

- игровая деятельность;

- специальные психогимнастические упражнения.

Каждый из этих механизмов имеет особое назначение.

Так, например, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность.

Игра, а в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами.

Психогимнастические упражнения - позволяют тренировать умения, осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.

Для того чтобы ребенку самому научиться контролировать свои движения, он должен овладеть следующими умениями:

- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

- различать и сравнивать мышечные ощущения;

- определять соответствующие характера ощущений (“напряжение -расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила - слабость”, “резкость- плавность”, темп, ритм);

- менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Использование в работе различных форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей :

• подвижные игры с правилами;

• игровые упражнения, игровые ситуации;

• соревнования, досуги;

• спортивные игры и упражнения;

• спортивные праздники;

• гимнастика (утренняя и пробуждения);

• групповая и подгрупповая работа;

• командные игры;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников, совместной деятельности и общения;

Вариативность предлагаемой педагогом деятельности:

• возможность выбора игры («Ловишка с мячом», «Затейники».);

• возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с хвостиками, «Ловишки» с мячом, «Ловишки – перебежки» и другие).

Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции, применяемыми в дошкольном учреждении являются:

1. Дыхательные упражнения.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка и призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.

Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело.

Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.

2. Массаж и самомассаж.

Массаж детям от 2,5 до 7 лет может включать самые разнообразные приемы. Для здоровых ребят он помимо основной функции – снятия напряжения с мышц и насыщения тканей кислородом, может стать отличным способом развития речи, мышления и воображения.

Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ. Благодаря физическому воздействию на кожу, от периферийной нервной системы к мозгу идет целый поток импульсов. Это способствует умственному и психологическому развитию.

У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.

Регулярный массаж и самомассаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.

3. Растяжки. Благодаря растяжке увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, она повышает общую двигательную активность. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Растяжки - прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна.

Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе.

Растягиваемый партнер обычно пассивен, он должен, по возможности, расслабиться. Но ребенок, одолеваемый страхами, тревогой, не может расслабиться и довериться партнеру. Поэтому растяжки рекомендуется применять, когда установлен контакт с ребенком.

Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга. Отличие от простого выполнения упражнения в статическом режиме в том, что игровой стретчинг сопровождается захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания малыша. В эту сказку ненавязчиво вплетаются необходимые упражнения, причем в сюжет часто вписываются и какие-то воспитательные элементы — взаимовыручка, дружба, доброта. Упражнения не требуют больших усилий и повторяются столько раз, сколько может осилить ребенок соответствующего возраста, делая их легко и с удовольствием. Практически все они выполняются на полу, что также очень привлекает детей.

4. Для преодоления внутреннего напряжения необходимо научить ребенка расслабляться, расслаблять свое тело, т. е. учить приемам релаксации.

Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.

Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. При этом нет необходимости дозировать упражнения. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют).

Публикации по теме:

Нестандартное спортивное оборудование «Чудо-валик» и его использование на занятиях по физической культуреНестандартное спортивное оборудование «Чудо-валик» и его использование на занятиях по физической культуре В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка.   Дети в большинстве своём испытывают дефицит движения.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Конструирование на занятиях по физической культуре в ДОУКонструирование на занятиях по физической культуре в ДОУ Конструирование на занятиях по физической культуре в нашем ДОУ мы используем, чтобы разнообразить занятия по физкультуре, повысить интерес.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуреЭмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуре Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуре Важное место в нашей жизни занимают эмоции. Умение их контролировать.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 10:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Обвинцева (УИ 162828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД