Елена Обвинцева
Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Очень трудно переоценить роль движений в развитии детей.
«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Согласно Статье 84. закона «Об образовании» особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Публикация «Развитие у детей в ДОУ целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дошкольный возраст - это период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И. В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Развитие саморегуляции и целенаправленности собственных действий имеет огромное значение в двигательной сфере дошкольника. Саморегуляция - это система осознанных действий направленных на достижение результата. Формирование саморегуляции, т. е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности, является важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста.
Именно формирование саморегуляции – это очень сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В этом процессе могут быть задействованы три механизма:
- общение со взрослым;
- игровая деятельность;
- специальные психогимнастические упражнения.
Каждый из этих механизмов имеет особое назначение.
Так, например, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность.
Игра, а в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами.
Психогимнастические упражнения - позволяют тренировать умения, осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.
Для того чтобы ребенку самому научиться контролировать свои движения, он должен овладеть следующими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
- различать и сравнивать мышечные ощущения;
- определять соответствующие характера ощущений (“напряжение -расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила - слабость”, “резкость- плавность”, темп, ритм);
- менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Использование в работе различных форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей :
• подвижные игры с правилами;
• игровые упражнения, игровые ситуации;
• соревнования, досуги;
• спортивные игры и упражнения;
• спортивные праздники;
• гимнастика (утренняя и пробуждения);
• групповая и подгрупповая работа;
• командные игры;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников, совместной деятельности и общения;
Вариативность предлагаемой педагогом деятельности:
• возможность выбора игры («Ловишка с мячом», «Затейники».);
• возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с хвостиками, «Ловишки» с мячом, «Ловишки – перебежки» и другие).
Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции, применяемыми в дошкольном учреждении являются:
1. Дыхательные упражнения.
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка и призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.
Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело.
Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.
2. Массаж и самомассаж.
Массаж детям от 2,5 до 7 лет может включать самые разнообразные приемы. Для здоровых ребят он помимо основной функции – снятия напряжения с мышц и насыщения тканей кислородом, может стать отличным способом развития речи, мышления и воображения.
Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ. Благодаря физическому воздействию на кожу, от периферийной нервной системы к мозгу идет целый поток импульсов. Это способствует умственному и психологическому развитию.
У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.
Регулярный массаж и самомассаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.
3. Растяжки. Благодаря растяжке увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, она повышает общую двигательную активность. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Растяжки - прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна.
Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе.
Растягиваемый партнер обычно пассивен, он должен, по возможности, расслабиться. Но ребенок, одолеваемый страхами, тревогой, не может расслабиться и довериться партнеру. Поэтому растяжки рекомендуется применять, когда установлен контакт с ребенком.
Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга. Отличие от простого выполнения упражнения в статическом режиме в том, что игровой стретчинг сопровождается захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания малыша. В эту сказку ненавязчиво вплетаются необходимые упражнения, причем в сюжет часто вписываются и какие-то воспитательные элементы — взаимовыручка, дружба, доброта. Упражнения не требуют больших усилий и повторяются столько раз, сколько может осилить ребенок соответствующего возраста, делая их легко и с удовольствием. Практически все они выполняются на полу, что также очень привлекает детей.
4. Для преодоления внутреннего напряжения необходимо научить ребенка расслабляться, расслаблять свое тело, т. е. учить приемам релаксации.
Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.
Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. При этом нет необходимости дозировать упражнения. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют).