Наталья Гришанова
Развитие у детей ценностных социальных качеств в процессе приобщения к творческим профессиям
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства.
Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых.
Публикация «Развитие у детей ценностных социальных качеств в процессе приобщения к творческим профессиям» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из задач социально-коммуникативного развития в рамках реализации ФГОС ДО является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых.
С 2008 года наш детский сад работает в областной программе РИП по теме «Взаимодействие педагогического коллектива сельского малокомплектного детского сада с социокультурными учреждениями и родителями воспитанников».
Наше учреждение тесно сотрудничает с районным творческим муниципальным объединением «Палитра».
Особенностью этой линии взаимодействия является организация сотрудничества детского сада с творческим объединением поэтов, писателей и музыкантов и создание клуба в детском саду с участием поэтов, музыкантов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства. Содержание деятельности клуба направлено на повышение уровня социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития воспитанников посредством разработки и реализации в образовательном процессе ДОУ парциальной программы, направленной на приобщение детей к историко-культурным ценностям региона.
Взаимодействие с творческим объединением предполагает приглашение членов творческого объединения - поэтов, писателей, художников - для организации совместной деятельности с детьми в условиях детского сада и творческого объединения.
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и творческим профессиям взрослых на примере ближайшего окружения в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «Знаменитые земляки – яркие профессии».
Актуальность данного проекта
Мы живем в р. п. Павловка, ходим по её улицам и часто не знаем в чью честь они названы, чем занимался и прославился тот или иной человек, за какие заслуги ему установили памятник.
Дошкольное детство - важный этап в становлении личности человека, поэтому очень важно на каких примерах растет ребенок. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития любознательности, что позволяет формировать у детей стремление больше узнать о своем родном поселке, его прошлом, известных земляках.
Цель:
познакомить дошкольников с известными земляками, их профессиональной деятельностью и её значением в жизни других людей.
Задачи:
1. Формировать представление о профессиях : поэт, писатель, скульптор, художник, музыкант, и др.
2. Расширять знания о культурных и исторических объектах р. п. Павловки.
3. Воспитывать чувство гордости за родной край, бережное отношение к культурному и историческому наследию
Тип проекта:
Долгосрочный,
Внутригрупповой
Информационно-творческий
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста;
педагоги;
родители воспитанников;
члены творческого объединения Павловского района «Палитра».
Было разработано тематическое планирование.
Цикл совместной образовательной деятельности с участием членов творческого объединения в формате клуба обеспечивает эмоционально-чувственное приобщение дошкольников к природе, истории, культуре родного края, его жителям с учетом социокультурных особенностей поселения.
Тесный контакт с членами творческого объединения предоставляет детям возможность живого общения с представителями разных профессий - художниками, писателями и поэтами – знакомит с особенностями их деятельности, воспитывает стремление узнавать новое о знаменитых земляках, знакомит с культурным наследием родного края, развивает позитивное отношение к малой Родине и ее жителям, формирует у воспитанников положительное отношение к искусству, развивает осмысленное восприятие поэтического слова, способствует восприятию произведений живописи.
Деятельность осуществляемая в рамках клуба соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и обеспечивает приоритет игровой, художественно-творческой, познавательно-речевой деятельности, общения.
Результатами проекта ДОУ стали: анализ и обобщение результатов работы творческой группой ДОУ; презентация проекта родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Знаменитые земляки – яркие профессии»; конкурс презентаций «Лучшая профессия»; оформление «Книги профессий».
Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что у детей наблюдается интерес к трудовой деятельности взрослых в общем и к творческим профессиям в частности, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. Отображают знания в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) и в сюжетно-ролевых играх;
произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии современных требований;
разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с профессиями.
повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.