Лилия Кербель
Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Н. Кербель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7» Копейского городского округа
В статье рассмотрена проблема нравственного (социальных качеств) воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений; приведено описание форм, методов, приемов и средств реализации процесса социализации
Публикация «Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания.
Социальное развитие — это сложный процесс освоения ребенком дошкольного возраста общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и с сверстниками. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватные ситуации и стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
В нашем детском саду используется инновационная технология социализации - "Духовные скрепы"[1] С. Г. Молчанова.
Технология состоит из трех процедур и трех инструментов: 1) отбора содержания социализации, 2) измерения социализованности членов социальной группы и 3) оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия.
Первая процедура – проведение родительского собрания. Оно, по существу является формой проведения методики экспертного оценивания в рамках методики отбора содержания социализации (ОСС). Родители выступают в качестве экспертов : они должны назвать качества, которые они хотели бы «видеть» у сверстников и сверстниц своего сына или дочери.
В декабре 2014 года в проведении родительского собрания в детском саду участвовала аспирант Мордвинова Е. А., которая занимается по технологии «Духовные скрепы». Родителям был предложен перечень позитивных компетенций[6, с. 8: табл. 1], из которого они должны были выбрать десять качеств (компетенций, которые они хотели бы видеть в сверстниках своего (-ей) сына (дочери).
Таблица содержит три перечня качеств (компетенций) : 1) женские (материнские); 2) мужские (отцовские) и 3) универсальные. Таблица была предложена вниманию родителей в виде слайда на экране, а также всем были розданы листы с этой таблицей. Мы это сделали намеренно, чтобы родители могли их взять с собой и, возможно, время от времени заглядывать в них или, даже, разместить где-то в уголке ребенка, на видном месте.
С чего же начал свой разговор с родителями профессор Молчанов? Он спросил: «Хотите, чтобы ваши дети были счастливыми?». – «Да!» - ответили родители. И задали вопрос: «Но как это сделать?».
«Вот об этом мы и поговорим» - ответил профессор Молчанов и продолжил, - «Уже у малышей можно и нужно формировать позитивное отношение и стремление к социально-верным нормам и способам поведения. Начиная с 3-4-летнего возраста дети выбирают для совместной деятельности и общения сверстников и сверстниц только с положительными качествами. Поэтому, если вы хотите видеть своего ребенка счастливым, нужно сделать так, чтобы его «выбирали», любили и дети, и взрослые. А для этого ему нужно обладать как можно большим количеством положительных качеств, которые и «скрепляют» каждого ребенка, да и всех нас, с другими хорошими людьми».
Далее профессор Молчанов построил разговор с родителями в виде диалога, в рамках которого были сделаны следующие акценты:
Первый акцент. Умный, ответственный родитель понимает, что только вместе с педагогом, влияя на окружение своего ребенка в группе, он может обеспечить формирование у него позитивных качеств, а значит сделать его счастливым.
Второй акцент. Каждый ребенок хочет, чтобы его оценили, похвалили, одобрили, наградили. Но, чтобы добиться одобрения от окружающих, от взрослых, ребенок должен проявить себя в хорошем: совершить социально-одобряемый поступок. Значит - научить ребенка проявить себя в хорошем – вот задача и воспитателя, и родителя.
Третий акцент. Ведь, когда делаешь ДОБРО, чувствуешь себя счастливым. И хочешь, чтобы все знали о твоем счастье, о твоем добром деле. «А ЗЛО - всегда прячется: только обнаглев, оно, иногда, выплескивается из переполненной клоаки. Но в клоаках -ДОБРО не живет» - сказал С. Г. Молчанов.
Четвертый акцент. Был обсужден вопрос: «Где человечество хранит информацию о положительных качествах? О позитивных социальных компетенциях?». И был дан ответ: «В общественно-историческом опыте! В культуре! А это все фиксируется в ЯЗЫКЕ, на котором мы говорим». В методике [6, с. 8: табл. 1]отобраны и зафиксированы, при помощи компьютерной программы, слова, обозначающие только позитивные компетенции: а) универсальные, б) по преимуществу, мужские и в) по преимуществу, женские. Все эти слова накоплены и оформлены нашими предками и воспринимаются нами, русскоговорящими, как позитивные качества.
После этого вступления, родителям было предложено выбрать, какие качества они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах своего сына, своей дочери.
Выбор родителями, как экспертами, качеств из перечня осуществлялся в соответствии с инструкцией.
Инструкция
Уважаемые родители!
Вам предстоит выступить в качестве экспертов.
Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам, вы хотели бы видеть у сверстника (сверстницы) Вашего ребенка.
Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе.
При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах, поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы хотели бы видеть всверстнике (сверстнице) Вашего ребенка.
Выбирая качества девочек и мальчиков, окружающих его ребенка, родитель выступает как нормальный эгоист и выбирает те слова, те качества, которые сделают окружение ребенка для него комфортным, удобным. И это, во-первых. Во-вторых, родители начинают понимать, что наличие или отсутствие тех или иных качеств у их ребенка будет зависеть от того, какие качества есть в окружающих их ребенка сверстниках. В-третьих, родитель начинает понимать, что если и у его ребенка будут эти же качества, то он будет комфортен для других детей в группе.
Уже одно это делает методику отбора содержания социализации весьма действенной с точки зрения социального вмешательства в воспитание ребенка в семье. Мы, таким образом, инициируем понимание родителем того, что если он хочет сформировать у своего ребенка некие, конкретные качества, то он должен помочь педагогу эти качества сформировать и у окружения своего ребенка. Это один из факторов, который может активизировать участие родителей в социализационно-образовательном процессе в ДОУ.
В течение родительского собрания каждый родитель на специально заготовленных бланках зафиксировал свою экспертную позицию в виде 10 слов, обозначающих качества мальчиков, и 10 слов, обозначающих качества девочек. Эти листы родители сдали воспитателям соответствующих групп для обработки.
После родительского собрания воспитатели обработали экспертные листы и мы, таким образом, оформили и структурировали информацию от каждой группы родителей (от каждой группы детей нашего детского сада) относительно социального заказа : какие качества родители наших детей хотели бы видеть в окружающих их сына (дочь) сверстниках (-ицах, а, следовательно, и в них самих?
В рамках родительского собрания, кроме этой информации, мы получили также информацию при ответе на вопрос: «Нужно ли использовать технологию «Духовные скрепы» С. Г. Молчанова в образовательных учреждениях». Родителям было предложен выбрать вариант ответа: «Да»; «Нет»; «Не знаю» (табл. 1).Всего в опросе приняло участие27 родителей.
Таблица 1
Всего родителей Варианты ответов
Да Нет Не знаю
10 декабря 2013 г. Родительское собрание ДОУ № 7 (г. Копейск)
27 24 - 3
Опрос родителей показал, что даже 30-40минутное ознакомление с технологией вызывает у родителей положительную реакцию: почти 80% выражают полное согласие с необходимостью внедрения технологии (табл. 3). Родители, также, выражают желание активно участвовать и в оценивании социализованности детей, и в формировании социальных компетенций, и в индивидуальных (групповых) проектах.
Что касается педагогов, то, практически 100 % педагогов поддерживают необходимость и целесообразность внедрения технологии «Духовные скрепы».
По результатам опроса родителей и педагогов учреждения, был издан приказ, положение, план мероприятий творческой группы по теме «Организационно-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности». На сегодняшний момент разработаны банк конспектов образовательной деятельности по формированию социальных качеств у дошкольников. Педагогами проведены ряд мероприятий с детьми старшей и подготовительных групп. Разрабатывается банк конспектов родительских собраний, бесед, наглядной информации и т. д. В ближайшее время будет проведено совместное мероприятие с участием дошкольников, родителей, педагогов и Мордвиновой Е. А. по реализации методики. В конце учебного 2016 года планируется промежуточный мониторинг по результатам работы.
По результатам участия в городских конкурсах наше учреждение заняло призовое место в конкурсе «Я-исследователь».
Во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мои младшие друзья» мы заняли 1-ое место.
Теперь мы видим яркие результаты работы, а это означает, что у детей нашего сада, их родителей и педагогов проявились следующие социальные качества : энергичность, работоспособность, способность защищать свои взгляды, умение полагаться на свои силы и т. д.
Мы убедились, что технология «Духовные скрепы» позволит педагогам видеть динамику позитивного в каждой группе, и родителям - в каждом ребенке в группе и, прежде всего, конечно, в своем. Ознакомление родителей с методикой, в течение 30-40 минут в ходе выступления Мордвиновой Е. А., позволяет убедиться, что технология «Духовные скрепы» поддерживается родителями. Технология ориентирована на увеличение доброты, справедливости, дружелюбия, честности, щедрости … в поступках детей. Таким образом, технология обеспечивает реализацию V -ого раздела ФГОС ДО: на это и направлены усилия педагогов детского сада.
Успехи детского сада в социализации детей высоко оценивается со стороны городского Управления Копейского городского округа Челябинской области. В частности, начальник Управления А. А. Ангеловский поддерживает и содействует инновациям в МДОУ ДС № 7: «. ведь такая организация «воспитательной компоненты», действительно, обеспечит ответственность, гражданственность и духовность юных Россиян» - в частности, сказал на встрече с персоналом.
Дошкольное образование должно обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижению случаев асоциального поведения.
Список литературы:
1. Журнал для школьников, родителей и педагогов Челябинской области Особый формат №6 (20) 2013г. Воспитание на совесть,2013-15 с.
2. Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. - Москва: Школьная Пресса, 2005. - 44c.
3. Князева, О. Л. Я – ты – мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ О. Л. Князева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 168с.
4. Тишков, В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002. - 348 с.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». Приложение.
6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС – ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС – ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // пособие для работников дошкольного образования. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.