Приложение МААМ

Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду

Андрей Кузнецов
Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ

Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее развитие на организм ребенка. При систематических занятиях плаванием у детей развиваются все группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.

Публикация «Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду» размещена в разделах

Плавание применяется как средство закаливания и профилактики ряда простудных заболеваний. В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Плавание как физическое упражнение гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшает качество ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Обучение плаванию проходит поэтапно, начиная с приучения детей к воде, передвижению в воде и выполнению подготовительных упражнений, далее обучение задержке дыхания, выдоху в воду и свободное погружение с закрытыми глазами и открыванием глаз, и только потом формированию умения держаться на воде, скользить со вспомогательными предметами, затем самостоятельно.

Приступая к занятиям, следует помнить о специфических особенностях детского организма, строении мышц и их работы. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, чем у взрослого человека, то при сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.

Плавание является адекватной для детского организма нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.

Не следует забыть, что основной формой деятельности дошкольника является игра и все занятия должны быть пронизаны игровым элементом.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ

Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

• Укрепление здоровья, закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Плавание закаливает организм ребенка. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

• Совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и профилактика искривлений позвоночника.

Тело ребенка в воде находится в состоянии частичной невесомости, это разгружает позвоночник от обычных гравитационных нагрузок, что способствует росту тела и, как следствие, плавание способствует улучшению осанки и профилактика искривлений позвоночника.

Горизонтальное положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию, а так же облегчает работу внутренних органов (сердце, печень, почки и др.)

• Увеличение ЖЕЛ, и как следствие хорошая работа органов дыхания и проводящих путей.

Регулярные занятия плаванием способствуют увеличению ЖЕЛ. Выдох в воду происходит с бльшим усилием, чем в обычной жизни, работа мышц груди и диафрагмы усиливается.

• Приобретение навыков бытового обслуживания и гигиены.

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Дети принимают душ, учатся самостоятельно пользоваться предметами гигиены, приобретают привычку соблюдать правила посещения бассейнов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры (приобщение к ЗОЖ, нравственно-волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность, воспитывают сознательную дисциплину и организованность, а участие в командных подвижных играх способствует развитию коммуникаций и социализации ребенка.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Решение образовательных задач способствует:

• Формированию двигательных учений и навыков

• Развитию двигательных способностей (координация движений, дыхательных функций)

• Развитию пространственного восприятия, внимания, мышления и памяти

Например, игра «Водолазы», с различными вариациями и числом предметов доставаемых со дна.

• Способствуют формированию и развитию двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость, выносливость, скорость)

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПЛАВАНИИ

Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

В средствах решения задач на формирование и развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста должна превалировать игровая деятельность или упражнения и задания с элементами подвижных игр.

Следует понимать, что двигательные качества развиваются вместе, нельзя отдельно развить только скорость или ловкость и т. д.

СИЛА В ПЛАВАНИИ

Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счет усилий прилагаемых для преодоления сопротивления воды (ее плотность и выталкивающая сила). Способы передвижения могут быть различными: шагом, бегом, с применением изученных способов плавания.

Подвижная игра «Рыбки-воришки»

Цель игры: забрать с одного борта бассейна игрушки (предметы) и перенести их на противоположный борт, убегая от водящего.

Ход игры: Один водящий – рыба сторож (далее водящий, остальные маленькие проворные рыбки (далее игроки). В начале игры игроки стоят у одного борта, водящий у противоположного, по сигналу «Рыбки-воришки!» игроки перемещаются к противоположному борту заданным видом движения, разгоняя поток воды, берут игрушки, и как можно быстрее возвращаются обратно, а водящий по сигналу «Лови!» пытаем их догнать. Тот игрок, которого поймал, становиться водящим и игра повторяется заново.

Варианты:

Способы перемещения – бегом, скольжение, скольжение с работой ног, в полной координации, до игрушек одним способом, обратно другим,

Можно дать водящему отдельный от игроков способ перемещения;

Игрушки изначально могут быть на воде, или под водой (тогда за ними нужно еще и нырнуть);

Команда «Лови!» может звучать на разной дистанции игроков от водящего.

ГИБКОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.

Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости.

Недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок.

Ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах.

Средства:

Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами и т. д.)

ОРУ, как на суше, так и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами, рывки.

Упражнение в ластах «Красим стену»

В воде, упражнения с обручами (другие предметы – барьеры, выпрыгивания в обруче и ныряния в обруч в различных вариациях и усложнениях, чтобы задействовать мышцы голени.

ЛОВКОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки. Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям. На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации как:

координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,

координация, как согласованное движений рук и ног.

Средства:

координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,

Подвижные игры типа «Ловишки» с обручем, с определенными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое водящих.

Игры на быстрое принятие решений: «Караси и Щуки», «Кто первый услышал свисток».

Упражнения с изменением направления движения: ныряния, выныривания, подныривания и т. д. их комбинации с обручами.

Упражнения с разучиванием техники стиля плавания: у бортика – работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном уже в подготовительной группе.

ВЫНОСЛИВОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Выносливость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения скорости и техники плавания. Выносливость предполагает прежде всего высокую производительность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Выносливость во многом определяется силой мотивов и волевыми качествами пловца.

В практике принято различать общую выносливость (базовую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную). Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме пловца.

Средства:

Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.

Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Скоростные способности пловца характеризуются его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Скоростные способности зависят от уровня технического мастерства - правильной техники плавания, поэтому способствовать развитию скоростных способностей нужно после того как поставлена техника плавания или параллельно с изучением техники плавания.

Средства:

Подвижная игра на перемещение в воде на коротких отрезках:

«Караси и щуки» - с разными способами преодоления отрезков.

Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде:

Шайбы на дне бассейна у одного борта, Участники стоят у противоположного, по сигналу необходимо заданным видом переместиться к противоположному борту, достать шайбу, положить на борт и заданным видом передвижения вернуться обратно. Кто первый, тот победил.

При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников «Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников" Эпиграфом всей моей работы могут служить слова В. А. Сухомлинского «….

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.

О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников "О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников" Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №31.

Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого.

Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст совершенно обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте.

Развитие физических качеств у детей среднего возраста При организации образовательного процесса, педагог должен оптимизировать двигательную активность детей во всех видах деятельности. Так как.

Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление.

Развитие физических качеств во второй младшей группе Особенности физического развития ребёнка 3-4 лет. Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют.

Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду
Опубликовано: 28 октября 2018 в 10:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Андрей Кузнецов (УИ 372965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД