Андрей Кузнецов
Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее развитие на организм ребенка. При систематических занятиях плаванием у детей развиваются все группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.
Публикация «Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Плавание применяется как средство закаливания и профилактики ряда простудных заболеваний. В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Плавание как физическое упражнение гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшает качество ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Обучение плаванию проходит поэтапно, начиная с приучения детей к воде, передвижению в воде и выполнению подготовительных упражнений, далее обучение задержке дыхания, выдоху в воду и свободное погружение с закрытыми глазами и открыванием глаз, и только потом формированию умения держаться на воде, скользить со вспомогательными предметами, затем самостоятельно.
Приступая к занятиям, следует помнить о специфических особенностях детского организма, строении мышц и их работы. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, чем у взрослого человека, то при сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.
Не следует забыть, что основной формой деятельности дошкольника является игра и все занятия должны быть пронизаны игровым элементом.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ
Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
• Укрепление здоровья, закаливание и профилактика простудных заболеваний.
Плавание закаливает организм ребенка. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
• Совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и профилактика искривлений позвоночника.
Тело ребенка в воде находится в состоянии частичной невесомости, это разгружает позвоночник от обычных гравитационных нагрузок, что способствует росту тела и, как следствие, плавание способствует улучшению осанки и профилактика искривлений позвоночника.
Горизонтальное положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию, а так же облегчает работу внутренних органов (сердце, печень, почки и др.)
• Увеличение ЖЕЛ, и как следствие хорошая работа органов дыхания и проводящих путей.
Регулярные занятия плаванием способствуют увеличению ЖЕЛ. Выдох в воду происходит с бльшим усилием, чем в обычной жизни, работа мышц груди и диафрагмы усиливается.
• Приобретение навыков бытового обслуживания и гигиены.
Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Дети принимают душ, учатся самостоятельно пользоваться предметами гигиены, приобретают привычку соблюдать правила посещения бассейнов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры (приобщение к ЗОЖ, нравственно-волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность, воспитывают сознательную дисциплину и организованность, а участие в командных подвижных играх способствует развитию коммуникаций и социализации ребенка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Решение образовательных задач способствует:
• Формированию двигательных учений и навыков
• Развитию двигательных способностей (координация движений, дыхательных функций)
• Развитию пространственного восприятия, внимания, мышления и памяти
Например, игра «Водолазы», с различными вариациями и числом предметов доставаемых со дна.
• Способствуют формированию и развитию двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость, выносливость, скорость)
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПЛАВАНИИ
Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
В средствах решения задач на формирование и развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста должна превалировать игровая деятельность или упражнения и задания с элементами подвижных игр.
Следует понимать, что двигательные качества развиваются вместе, нельзя отдельно развить только скорость или ловкость и т. д.
СИЛА В ПЛАВАНИИ
Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счет усилий прилагаемых для преодоления сопротивления воды (ее плотность и выталкивающая сила). Способы передвижения могут быть различными: шагом, бегом, с применением изученных способов плавания.
Подвижная игра «Рыбки-воришки»
Цель игры: забрать с одного борта бассейна игрушки (предметы) и перенести их на противоположный борт, убегая от водящего.
Ход игры: Один водящий – рыба сторож (далее водящий, остальные маленькие проворные рыбки (далее игроки). В начале игры игроки стоят у одного борта, водящий у противоположного, по сигналу «Рыбки-воришки!» игроки перемещаются к противоположному борту заданным видом движения, разгоняя поток воды, берут игрушки, и как можно быстрее возвращаются обратно, а водящий по сигналу «Лови!» пытаем их догнать. Тот игрок, которого поймал, становиться водящим и игра повторяется заново.
Варианты:
Способы перемещения – бегом, скольжение, скольжение с работой ног, в полной координации, до игрушек одним способом, обратно другим,
Можно дать водящему отдельный от игроков способ перемещения;
Игрушки изначально могут быть на воде, или под водой (тогда за ними нужно еще и нырнуть);
Команда «Лови!» может звучать на разной дистанции игроков от водящего.
ГИБКОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.
Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости.
Недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок.
Ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах.
Средства:
Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами и т. д.)
ОРУ, как на суше, так и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами, рывки.
Упражнение в ластах «Красим стену»
В воде, упражнения с обручами (другие предметы – барьеры, выпрыгивания в обруче и ныряния в обруч в различных вариациях и усложнениях, чтобы задействовать мышцы голени.
ЛОВКОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки. Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям. На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации как:
координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,
координация, как согласованное движений рук и ног.
Средства:
координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,
Подвижные игры типа «Ловишки» с обручем, с определенными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое водящих.
Игры на быстрое принятие решений: «Караси и Щуки», «Кто первый услышал свисток».
Упражнения с изменением направления движения: ныряния, выныривания, подныривания и т. д. их комбинации с обручами.
Упражнения с разучиванием техники стиля плавания: у бортика – работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном уже в подготовительной группе.
ВЫНОСЛИВОСТЬ В ПЛАВАНИИ
Выносливость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения скорости и техники плавания. Выносливость предполагает прежде всего высокую производительность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Выносливость во многом определяется силой мотивов и волевыми качествами пловца.
В практике принято различать общую выносливость (базовую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную). Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме пловца.
Средства:
Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.
Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Скоростные способности пловца характеризуются его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.
Скоростные способности зависят от уровня технического мастерства - правильной техники плавания, поэтому способствовать развитию скоростных способностей нужно после того как поставлена техника плавания или параллельно с изучением техники плавания.
Средства:
Подвижная игра на перемещение в воде на коротких отрезках:
«Караси и щуки» - с разными способами преодоления отрезков.
Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде:
Шайбы на дне бассейна у одного борта, Участники стоят у противоположного, по сигналу необходимо заданным видом переместиться к противоположному борту, достать шайбу, положить на борт и заданным видом передвижения вернуться обратно. Кто первый, тот победил.
При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.