наталия дементьева
Доклад «Развитие творчества детей в рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Именно творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…» [1., С. 1].
Публикация «Доклад „Развитие творчества детей в рисовании“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Творческая личность отличается непреодолимым стремлением к совершенствованию творческой деятельности. Характеризуя творчество, многие исследователи определяют его как некую способность, развитие и реализация которой связаны с развитием творческого воображения, фантазирования. Следовательно, вполне логичным считается обращение ученых к пониманию творчества как свойства личности.
2.1РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Изобразительная продуктивная деятельность (рисование) является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей дейс- твительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружа- ющего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художест- венно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Одним из видов изобразительной деятельности является рисование. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Рисование, по – моему мнению, является самым любимым занятием детей дошкольного возраста. В содержании детских рисунков отражаются впечатления, переживания и т. д. Я согласна, что необходимо поощрять творческие проявления ребенка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. Это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. Влияния изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизации образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляются ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету. Внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.
Исследователи детского изобразительного творчества Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. П. Флерина указывали на то, что в процессе рисования изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисования.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Я считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста, средствами нетрадиционного рисования. У дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Чтобы этого избежать, я стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [2., С. 4]. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
2.2 ТВОРЧЕСТВО – КАК ВЫСШИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Под творчеством мы будем понимать – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество предполагает наличие задатков и способностей. Под задатками следует понимать необходимые условия для развития способностей. Следовательно, способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности, этому способствуют творческие способности. Способность творить не что-нибудь чуждое себе, совершенно иное от себя, напротив, возможность воплощать ту идею, которая находится в самом человеке, определяет его внутренний мир, состояние.
Творчество является неотъемлемой частью жизни общества. Ведь жизнь – это сам процесс творчества. Я согласна с утверждением психолога Н. Н. Поддъякова, творчество детей носит глубоко личностный характер – оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Еще одна важная особенность творчества детей – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д.
Следует отметить исследования Н. А. Ветлугиной, Р. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, посвященные проблеме развития творчества в онтогенезе. Под детским творчеством следует понимать способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта.
К компонентам детского изобразительного творчества относят самостоятельность, активность, инициативность.
Самостоятельность- умение применять знакомые способы действия в новых условиях и переносить их с одного содержания на другое. Самостоятельность всегда связана с исполнительской стороной деятельности. Проявление самостоятельности выражается в быстроте реакции при нахождении способов действий, находчивости при решении новых задач, использовании новых вариантов, комбинаций элементов, умении самостоятельно находить изобразительные материалы для передачи образа.
Активность проявляется в увлеченности, искренности переживания, желании изобразить что- либо. Активность - заключается в получении результата т. е. умении довести начатое до конца. Для воплощения замысла ребенку необходимо хорошо развитое восприятие и умение исполнять задуманное.
Качество детской продукции: какое содержание ребенок выбрал, как его воплотил, с помощью каких выразительных средств- композиция, цвет, ритм, динамика и т. д., т. е. как инициативу ребенок проявил, что он задумал изобразить.
Инициатива- способность ребенка дополнять основное содержание деталями, продумывать содержание своей работ, умение вносить в рисунок новое содержание из личного опыта. Умение комбинировать знакомые образы в новые сочетания (воображение). Инициатива всегда связана с восприятием.
Известный исследователь детского творчества Е. А. Флерина в своих работах писала: «Творческие способности мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, в лепке, конструировании, отражения, которые построены на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, подученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношении к изображаемому».