Виктория Искра
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании и изготовлении поделок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование и изготовление поделок»
Художественное творчество - является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании и изготовлении поделок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыразиться в своем рисунке.
Основная цель занятий – создание условий для развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.
Задачи:
Создание условий для :
-расширения представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
-обучения приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
-ознакомления детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
- овладения детей различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
-прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
-развивать творчество, фантазию;
-развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
Метод тычка; рисование свечой; пластилинография ; обрывная аппликация; пальчиковое рисование (ватной палочкой); рисование бумагой; печатание растений; прижми и отпечатай; ниткография ; фотокопия; пальцевая живопись; силуэтное рисование; монотопия ; выдувание; рисование ладошками, рисование углем, рисование по сырому фону.
Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию :
Создание игровой ситуации.
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Работу проводила поэтапно.
-на первом этапе - репродуктивном, велась активная работа с детьми дошкольного возраста по обучению нетрадиционным техникам рисования.
-на втором этапе - конструктивном, велась совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник рисования в своих работах.
Из опыта работы (практический этап)
«Красивый букет»
(Печатание растений)
Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).
Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге.
«Звездное небо» (Фотокопия)
Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования.
Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды.
Приготовила для детей следующие игры :
- «Соедини по линиям и раскрась»;
- «Какое настроение?»;
- «Составь композицию»;
- «Составь фигуру»;
- Русские узоры;
- Матрешки.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина и других.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
(Пальчиковая живопись)
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(Рисование ладошкой)
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
(Прижми и отпечатай)
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
(Рисование углем)
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
(Монотипия)
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью.
(Кляксография)
Радость творчества знакома каждому малышу.
(Трафарет)
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями.
Для родителей приготовила консультации по этой тематике.
Рисунки и поделки ребят были отправлены на различные конкурсы.
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
27.05. 2015год Воспитатель: Искра В. В.