Галина Виноградова
Развитие творчества детей в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творчества детей в театрализованной деятельности
«Прежде всего надо, чтобы детский сад давал побольше радости, чтобы воспоминаия о нем, связывалось с представлением о чем-то светлом.»
Н. К. Крупская
В последнее время часто звучат слова «развитие воображения», «развитие творчества».
Публикация «Развитие творчества детей в театрализованной деятельности» размещена в разделах
Инсценировка, игра-драматизация, спектакль- наиболее подходящие формы развлечений, где развивается воображение, фантазия, формируются дружеские отношения, развивается уверенность в себе, закрепляются навыки импровизации диалогов, развивается умение имитировать жесты людей, движения животных.
Что такое театр? Это- праздник музыки, волшебства, света, ожидание встречи с прекрасным.
Дети любят тот театр, где происходят чудеса, исчезновения, превращения, и всегда хороший конец.
Я долго присматривалась к детям на музыкальных занятиях, праздниках, как они ведут себя в различных ситуациях, учитывая возрастные особенности ребенка, возможности его голосового аппарата.
Дети, которые занимаются в театральном кружке, обладают хорошей памятью, музыкальным слухом. Ну, и конечно, не последнюю роль играет одаренность ребенка.
Наш кружок «Колокольчик» существует три года. За это время состав его менялся, одни дети уходили в школу, приходили другие дети, которые с удовольствием продолжали занятия.
Мы показали такие сказки, как : «Теремок», «Петрушка - помощник», «Как кот - Котофеевич зайку обидел», «Аленушка и лиса», «Красная шапочка и добрый волк», «Колосок» и др.
Важнейшим в театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Я стремлюсь, чтобы сказки сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Дети должны понимать смысл и атмосферу пьесы, искать выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест. Ребенок сам выбирает роль. Выбирает то, что ему ближе. Или я сама осторожно предлагаю роль, которая у него обязательно получится.
При разучивании роли ребенок не должен испытывать напряжения или страха перед неудачей, он заранее знает о моей помощи. Но, для того, чтобы ребенок проявил творчество необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче будет его опыт, тем ярче творчество. Поэтому так важно приобщить ребенка с раннего возраста к музыке, театру, живописи и литературе.
Обязательно раз в квартал мы возим детей в театр, и каждый месяц приглашаем актеров в детский сад.
Так к нам приезжал кукольный театр со сказкой «Новые приключения Красной шапочки», театр «Свирель» со сказкой «О царе Салтане», театр -студия «Экспрессия» с программой.
Каждый ребенок талантлив от природы, и нам взрослым надо помочь раскрыть его способности.
Работа в нашем театральном кружке не ограничивается только показом сказок. В каждое занятие вводятся игры на развитие эмоций («Зеркало», «Тень», «Угадай настроение»). Такие игры запоминаются детям надолго и они охотно играют самостоятельно.
А перед началом занятий провожу ритмическую разминку, это помогает скоординировать движения и внутренне собраться.
Не менее важна работа над этюдами. Этюды - это, как правило, «частичка жизни». Актерский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают с легкостью перевоплотиться не только в других людей и в животных, но и в предметы.
Детям дается задание понаблюдать и повторить поведение людей и животных. Для начала предлагаю последить за поведением кошки (как она умывается, играет, заботится о котятах). Чтобы было интересней можно провести это занятие в виде конкурса. Этюды «на поведение животных», можно оформить в виде спектакля - «Утро в зоопарке». После этюдов с животными можно переходить к людям. Пусть ребята станут постоянными наблюдателями (походка, настроение).
Неотъемлемая часть занятий - инсценировка песен. Любимые из них: «Приключения в лесу», «Курочка - прачка», «Веселый музыкант», «Вот какие чудеса».(муз. А. Филипенко). Это как раз то поле деятельности, где ребенок выражает свои чувства, придумывая жесты, мимику, интонацию.
В прошлом году, дети из нашего кружка со сценкой «Дедушкин сундучок» завоевали призовое место в районном смотре юных талантов.
Дети выступают со спектаклями перед своими товарищами и родителями. С родителями, дети которых ходят в кружок, я беседую об успехах, даю рекомендации, как можно организовать театр дома.
Работа кружка связана с работой изостудии. Дети рисуют пригласительные билеты, изготавливают маски. Очень любят гримироваться перед спектаклем.
В группе у детей есть все необходимое для театрализованной деятельности. Из подручных средств изготовлены детали костюмов: шапочки, маски и др.
Чтобы облегчить работу, систематизировать ее, составляется план работы кружка. Занятия проводятся два раза в неделю по 20-25 мин.
Итогом работы я считаю заинтересованность детей чтением стихов, танцевальным и песенным творчеством. Кем бы не стали мои выпускники, хотелось бы, чтобы они всегда были заинтересованы и увлечены театром.
А, пока маленькие артисты получают аплодисменты.
Приобщение к творчеству должно быть правилом, а не исключением. Творчество есть там, где есть личности и атмосфера доброты. Занимаясь театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.