Татьяна Метелица
«Встреча с Чудом!» Развитие у детей самостоятельности и творчества в изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Встреча с чудом».
(ТРИЗ-педагогика как средство и способ формирования у дошкольников самостоятельности и творческой активности в изобразительной деятельности).
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка!
(Уильям Блейк).
Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обучение детей лишь счету, письму, чтению. Исследования показали, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность. У таких детей отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что–то новое. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности дошкольника – самооценки, социально – психологических особенностей общения с другими людьми. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Публикация «„Встреча с Чудом!“ Развитие у детей самостоятельности и творчества в изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать. Сначала дошкольнику доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом – в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую – то форму. Но если в три года дошкольник может раскрепоститься в рисунке ( главное желание: карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе проявляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то. Отчего так происходит? Причины могут быть разными: не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:
- ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава зеленая, небо синее);
- отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (что бы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);
- исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);
- педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование только цветными карандашами, лепка - только пластилин, аппликация - только цветная бумага).
Практика показала, что с помощью таких традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему педагогов – развитие эстетического и эмоционального восприятия у детей. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику, учитывающий его интересы и способности, т. е. надо было искать новые формы работы с детьми.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это колобок, ставший колючим, что бы его не съела лиса. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле – темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» : камешкам, гвоздикам, бусинкам и др.? На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней дошкольнику, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – это открытие, каждый новый навык- достижение и предмет гордости. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Дошкольник использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Что бы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает и знал какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя другие изобразительные материалы.
На практике эта проблема решается мной через реализацию технологии «ТРИЗ - педагогики», которая представлена в авторской программе «Разноцветные ладошки». Результатами работы в данном направлении являются:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Пусть Вас не смущает это громкое название «ТРИЗ – педагогика». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Все грандиозное начинается с малого. Работая, я поняла, что чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, творчество, тем плодотворнее будет эта работа.
Для организации работы в группе мною созданы такие условия, при которых комфортно проводить как индивидуальные занятия с детьми, так и со всей группой. Удобно оборудованное рабочее место дошкольника помогает художественно – эстетическому развитию ребенка.
Девиз ТРИЗовцев: «Можно говорить все!» - и мои воспитанники раскрепощаются, и говорят, и придумывают, и изобретают. Я учу анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение провожу в форме игровых занятий, используя сказки, тексты, которые и представляют систему развития творческого воображения ТРИЗ – педагогики. Занятия, проводимые с использованием приемов ТРИЗ – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо заводить, стоит верно почувствовать, чем живет каждый ребенок, уловить нерв, определяющий доминанту данного игрового занятия, и рождается действо, в котором все участвуют на равных основаниях. Поэтому, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем воображение. Все занятия интегрированные. Принцип проведения таких игровых занятий: от простого к сложному.
Дети 3 -4 лет знакомятся и постепенно овладевают средствами выражения: карандашом, кистью, пальчиками, ладошками. В этом возрасте рисунки детей – это «каракули», совершенно непонятные взрослым, но отражающие настроение и характер малыша.
Дети 5 -6 лет с удовольствием рисуют сюжеты сказок, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения.
Дети 6 -7лет имеют богатый опыт визуального восприятия и творческого рисования. Фантазия дошкольников, воображение становятся богаче и разнообразнее.
Работая над развитием творческих способностей детей, я использую нетрадиционные способы рисования, такие как:
- «пальчиковая живопись» - при использовании этого способа использую приемы театрализации, где дети озвучивают, передают характер походки животного ритмическим движением пальчиков, осознают ритм, как изобразительно – выразительное средство;
- «волшебный рисунок» - рисунок наносится свечой: он есть, но его не видно. При нанесении на рисунок, который выполнен свечой, краски – рисунок «проявляется»;
- «рисование по сырому» т. е. по мокрой бумаге: изображение получается как бы размытым под дождем или в тумане;
- «кляксография» - на что это похоже.
- рисование на «мятой» бумаге: рисунок наносится на предварительно смятую бумагу – получается как бы «варенка»;
- «печатание» - печатать можно чем угодно: картофелем, всевозможными крышками, кубиками и т. д. ;
- аппликация на картоне;
- рисование на стекле.
На таких творческих занятиях складываются благоприятные условия для развития речи детей : они свободно общаются и результат такого общения – самоанализ собственной деятельности. Дети постарше составляют связный рассказ, либо придумывают забавную, фантастическую историю.
В результате занятий с использованием ТРИЗ технологии в изодеятельности, у дошкольников снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развиваются логика, мышление, речевая и общая инициатива.
Однако возникает следующая ситуация: существует опасность, что при поступлении в школу, заложенная в ребенке инициативность и неординарность мышления, быстро угасают, будучи невостребованными. Ведь, как правило, учителю начальных классов, ограниченному временной регламентацией урока, такие ученики неудобны.
Я же на игровых занятиях отношусь с уважением к важнейшему ресурсу обучения – мысли. И если эта мысль сверкнула, зажглась на последней минуте, стоит ли ее гасить?
Рекомендую своим коллегам использовать в работе с детьми ТРИЗ технологию, и Ваша жизнь и работа «заиграют новыми красками».
Если ВЫ хотите идти на работу, как на праздник, если ВАМ нравится, когда глаза ваших детей блестят на занятии, а активность превышает 100%, если ВЫ хотите, что бы каждое занятие было как мини – КВН или театрализованное представление, если ВЫ хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом!