Левый Жанна
Развитие творчества детей посредством декоративного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном - это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.
Птица - это символ радости, счастья, это души предков. Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковшах.
Конь - главный символ солнца и оберег.
Медведь - символ могущества, пробуждения природы.
Баран, корова - могущество, плодородие.
Козел - добрая сила.
Публикация «Развитие творчества детей посредством декоративного искусства» размещена в разделах
Олень - символ изобилия, удачного брака.
Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле - защита от злых духов.
Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.
Хотя, в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы входят в нашу жизнь с детства.
Пути использования предметов народного декоративно-прикладного искусства в качестве образцов.
Для обучения и развития декоративного творчества используются фотографии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий.
Для занятий отбираем предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста.
Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометрическим узором (линии разного характера - широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги, кольца, точки, овалы).
Эти виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В каждой возрастной группе воспитатель в начале учебного года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые, в сравнении с изученными.
В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором.
Это городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.
Задача воспитателя - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.
Обучение некоторым приемам росписи, лепки.
3. Формирование детского декоративного творчества.
Форма организации работы с детьми:
1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:
- один подлинный предмет (например, дымковский конь);
- предметы одного вида (дымковские игрушки);
- предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
- сравнение двух-трех видов.
2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка.
4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.
5. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества.
О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности.
Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике.
Дети испытывают удовольствие от выразительного контура в рисунке.
Не менее важна задача образного познания действительности.
В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний.
Дети двух лет, нанося краской крупные и мелкие пятна, воспринимают первые, как следы медведя, а вторые, как следы зайчиков.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
- развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется, как важная задача.
В процессе обучения рисованию, дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют его свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, все это приводит к более правильному, выразительному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет (средняя группа). Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге.
Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым предметом работы - кистью, которую нужно держать вертикально, и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах. Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых элементов в узор.
Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования, которыми они знакомились еще в младшей группе.
Дети, кроме полосок, учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге.
Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр, а у круга - край и центр.
Детям пяти лет можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте
гораздо выше.
Детей пяти лет учим :
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
- использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
- находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы.
Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге – заполнению всей формы узором, кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник – формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по цвету или форме.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показываем новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя.
Творчество, как деятельность детей, представляет новые возможности для их развития.
Психология характеризует творчество так : оно должно представлять собой общественную ценность и дать новую продукцию. Соответствует ли этим показателям детские рисунки? Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Однако, далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Существуют показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений.
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству, их увлеченность, способность «войти в воображаемые обстоятельства». На основе этого интенсивно развиваются художественные способности.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей, быстроту реакций, находчивость, использование различных вариантов комбинирования знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке.
Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы. У детей младшего и среднего возраста творческие способности хорошо развиваются в игре.
В процессе систематических занятий декоративным рисованием, использованием дидактических игр и упражнений, посещение выставок народных умельцев, чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций – все это вместе взятое позволяет расширить кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях мышление, свободу, индивидуальность, наблюдательность.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества, потребность доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Вывод: Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.