Наталья Янгулова
Развитие творчества детей в рисовании «Как раскрыть талант у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем творческое мышление рисованием
Современная педагогика стремится развивать в детях таланты, творческое мышление.
Один из методов занятий с малышами дошкольного возраста — рисование. Так проще научиться выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих переживаниях.
Развитие творческого мышления поможет ребенку в дальнейшем. Почему бы и не заняться этим? Ваш ребенок вполне может открыть у себя настоящий талант!
Публикация «Развитие творчества детей в рисовании „Как раскрыть талант у ребенка“» размещена в разделах
Для этого преподавателям рекомендуется показывать детям разные способы рисования.
ЗАЧЕМ УЧИТЬ ДЕТЕЙ РИСОВАТЬ?
Дети обычно сами тянутся рисовать. Воспитатели показывают детям, как правильно рисовать. После этого ребенок открывает для себя этот интереснейший вид творчества. Конечно, существуют самые разные техники рисования для детей всех возрастов – не стоит ограничиваться только карандашами или красками.
Что дает нам рисование
Развитие творческого навыка помогает детям. Для многих это отличный способ раскрепостится, снять какие-то внутренние психические ограничения. Это базис, позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности. Совсем необязательно, что он будет рисовать в дальнейшем.
Возможно, лепка, музыка, литература привлекут его больше. Но главный урок уже получен: показывать себя миру, открывать свои мысли — это не страшно.
С развитием навыка рисования приходит лучшее понимание себя. Становление собственного «я» происходит быстрее, ведь человек нашел еще один способ связать свой внутренний мир с миром внешним — перенести на бумагу свои переживания, страхи, рассказать о том, что он любит и ценит. Так гораздо проще знакомиться с миром и другими людьми.
Нельзя оценивать творчество детей негативно — это лишь создаст психические проблемы или же усугубит их.
Творчество должно быть, с одной стороны, свободным, но с другой — иметь смысл, цель. Что хочет донести до нас художник? Для начала эту цель будет устанавливать педагог, а затем маленький художник сам сможет делать это. Причем не только в рисовании, но в учебе, общении, работе.
Формирование творческого мышления
У детей дошкольного возраста большой потенциал, который нужно развивать. Сейчас их мозг способен развиваться очень интенсивно, если давать ему пищу. Простые методы рисования быстро наскучивают детям. Интересные, нестандартные материалы и способы изображения привлекают их больше всего.
Самовыражение ребенка
У детей не всегда есть способ выразить свои мысли и чувства.
А через рисунок проблемы можно решить гораздо быстрее. Активное развитие мозга в этот период помогает развивать таланты. А творческая деятельность, в свою очередь, благотворно влияет на личность ребенка.
Развитие его способностей должно проходить рядом с человеком, который сможет направить его – мало кто из детей начал рисовать сам и достиг больших успехов.
Сейчас во всех детских садах воспитатели активно привлекают малышей к творческому самовыражению. Это помогает адаптироваться к новым условиям, научиться концентрироваться на процессе. Любое творчество — стимул для обучения и развития.
Как правильно учить детей рисовать?
Для детей это веселое и полезное занятие. В процессе творчества они часто находят себя.
4 метода обучения рисованию
Это основные методы, которые педагог применяет для того, чтобы научить ребенка (или взрослого) чему-то. Для детишек дошкольного возраста все они подходят, а применяются в зависимости от ситуации и целей работы. Они указаны в определенной последовательности – по степени самостоятельности.
Информационно-рецептивный метод
Воспитатель показывает, как нужно работать – как пользоваться красками, кистями, карандашами, рисовать пальцами и т. д.
Он делает образец — простой, но понятный. Дети смотрят, задают вопросы, если что-то осталось неясным. На данном этапе воспитатель вводит их в мир рисования, дает базовые знания.
Метод воспроизведения
Помогает довести какие-то навыки до автоматизма. Здесь дети повторяют одно и то же действие, пока оно не закрепится и не перейдет в навык. Подходит для работы с новым материалом, нестандартными методами творчества, которых дети еще не встречали.
Эвристический подход
Воспитатель дает больше самостоятельности ребенку, позволяя ему продолжить заданную мысль. Здесь можно увидеть, как отличается подход каждого ученика к рисованию. Например, задается тема и какие-то обязательные объекты на картинке — все остальное будет выбором ребенка.
Метод исследователя
Свободное творчество. У детей может быть общая тема для работ. Например, их просят нарисовать картинку на тему «осень». Это может быть все что угодно – как ребенок видит, знает, воспринимает осень.
Развитие его творчества тут связано с опытом, сенситивным восприятием, личным отношением. Все работы получаются разные — это и есть смысл занятия. Это создание своего собственного мира на бумаге, глядя на который, нам легче понять ребенка.
Как можно стимулировать желание рисовать?
Иногда для того, чтобы рисунок был более эмоциональным и отражал переживания ребенка, необходимо дополнительно стимулировать его воображение и психику. Есть несколько простых методов, которые знают воспитатели в детских садах и специальных кружках по рисованию.
Игра
Творчество преподносится как игра. Способов реализации множество. Например, детей делят на несколько команд, которые состязаются между собой.
Задание может быть общим для всей команды, или же каждый вносит свой вклад, делая определенный рисунок. Затем все вместе обсуждают результаты работы, общаются между собой. Это важный стимул: дети не должны стесняться показывать свои рисунки. Конечно, все получат награду за участие в этом конкурсе-игре.
Внезапный сюрприз
Появление сказочного героя. Организовать это можно разными способами. Он зовет детей в свой мир, предлагая им какое-то задание.
Помощь
Дети знают много историй о том, что нужно помогать слабым. Они не откажут в помощи, если их кто-то попросит. Воспитатель приносит на урок игрушку, например котенка или собачку.
Этот персонаж просит о помощи — нарисовать для него теплый домик на зиму или любящую семью, в которую он бы мог пойти жить
Эмоции воспитателя
Хорошим стимулом будут эмоции самого воспитателя. Дети видят, что он тоже вовлечен в деятельность
Создание комфортных условий
Первое, что необходимо сделать воспитателю — создать комфортные условия для творчества. Самое главное здесь — психологический комфорт. Дети должны сосредоточиться на рисовании, не отвлекаясь на шум, разговоры, другие занятия. Воспитателю необходимо следить за дисциплиной. Дети не могут концентрировать внимание долго, поэтому на занятие должно уходить не более 20-25 минут. Это время нужно провести с максимальной пользой.
Постановка задачи
Для детей необходимо поставить задачу. Некоторым детям еще трудно самим определяться с темой, цветами, они не до конца осознают свои возможности. Постановка задачи должна быть четкой, но позволять ребенку выражать свое отношение к теме работы.
Материалы
Развитие навыка невозможно, если у вас всегда будут однообразные материалы: белый лист бумаги, 12 цветных карандашей… Это скучно, а ведь в дошкольном возрасте ребенку необходимо постоянно узнавать что-то новое: это дает стимул для развития его психики и моторных навыков.
Рисование может быть очень разнообразным. Карандаши, краски, цветные фломастеры — это лишь начало. Для создания картин можно использовать клей и аппликации, блестки, объемные предметы, которые становятся частью рисунка.
Чем больше идей у воспитателя, тем больший эмоциональный отклик он получит от своих учеников. Для детей важно иметь выбор. Кому-то не даются краски, зато он делает очень красивые аппликации, умеет точно раскрашивать картинки. Предлагайте им разные виды работ, а материал сам найдется. Чем он сложнее и разнообразнее, тем активнее работает мозг. Это отличный тренинг для мелкой моторики и ситуативной логики.
Вы можете разместить разные материалы в центре комнаты. Скажите детям, что они могут выбирать все, что им нравится, для создания работы на определенную тему.
Образы
Для начала выбираются простые и понятные: герои сказок, игрушки, животные, члены семьи. Все то, что уже знакомо. Как только дети привыкнут и освоятся с техникой работы (все равно с какой, можно вводить новые образы, подключать воображение.
Активное развитие воображения будет основано на уже увиденных образах. Так ребенок сможет придумать действительно сказочную птицу. Точно так же вы можете вводить другие образы, интересные детям.
Обсуждение работы
Не оставляйте картинки без комментариев. Для детей дошкольного возраста важно получить «обратную связь». Дело в том, что это мотиватор их творчества. Они привыкли, что за правильно выполненным действием следует похвала взрослого.
Дома это родители, а в садике или в кружке — воспитатель. Детям важно знать, что взрослые думают про их картинки, работы. Важно и мнение друзей.
Что делать, если не получается?
Что ж, не всем дано быть художниками. Не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получается. Предложите ему помощь: дорисуйте что-то, подправьте. Причем делать это нужно очень деликатно.
Они доверили вам свое видение — уважайте это. Учите менее успешных так же, как и других, показывайте разные техники.
Техники рисования для детей всех возрастов
Главное, чтобы детям было интересно, иначе сама суть процесса теряется. Творить насильно — бессмысленная трата времени. Дети с радостью делают то, что помогает им, дает повод гордиться собой. Это важный стимул для ребенка : создать что-то такое, за что его похвалят.
Тогда и он начинает видеть себя иначе: значимым, важным, интересным.
Старший дошкольный возраст
Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подходит интересная техника творчества — монотипия. Она дает полную свободу действий и стимулирует воображение. С ее помощью можно нарисовать небо или морское дно.
Это принцип оттиска. Краску наносят на гладкую ровную поверхность (это может быть гладкий кусок пластика). Детям нужно объяснить, что делать все необходимо быстро, пока краска не засохла. Можно сочетать несколько цветов и оттенков. Затем на покрытую краской поверхность накладывается белый лист бумаги и разглаживается.
Монотипия — сочетание нескольких творческих подходов.
Родители и дети: совместное творчество
Часто рекомендуется детям с социально-коммуникативными проблемами заниматься дома с родителями рисованием. Это простой способ помочь ребенку справиться с их страхами, зажатостью, низкой самооценкой.
Помогите начать
Покажите ребенку, как нужно рисовать. Самые простые формы отработайте вместе. Детям нет смысла давать сложные задания. Теперь некоторое время вам нужно предлагать ему идеи или же заниматься вместе.
Совместный рисунок – помощь в адаптации
Для очень закрытых детей, имеющих проблемы с выражением своих эмоций, задержку речи, предлагается «лечение рисунком». Рисовать нужно вместе с мамой, воспитателем, например. У вас должен быть один лист бумаги, на котором вы вместе что-то изображаете.
Для начала мама может рисовать половину формы, а ребенок будет дорисовывать. Он может не пускать вас в свое «пространство» на листе, закрываться. Со временем, когда появится уверенность в себе, он откроется.
Совместное рисование — это не только первый шаг для развития творчества для таких детишек, но и существенная помощь им. В процессе развивается доверие, пропадают границы. Теперь уже проще становится общаться с ребенком посредством рисунка. Ваши темы и мотивы должны быть доброжелательными: домики, солнышко, лето, семья.
Все это вызывает яркий эмоциональный отклик. Никто не сказал, что он придет сразу же.