Алена Седельник
Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Седельник Алена Павловна
Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,
г. Нижний Тагил, Россия
e-mail :alena_sedelnik@mail.ru
Публикация «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: песенное творчество, старший дошкольный возраст, творческий потенциал, пение, ритмика, детские песни и упражнения, детский репертуар, дыхательная гимнастика
THE DEVELOPMENT OF SONG CREATIVITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE.
Abstract : the article deals with the main aspects of determining the creative potential and the development of song creativity in children of preschool age.
Keywords : song creativity, senior preschool age, creativity, singing, rhythm, children's songs and exercises, children's repertoire, respiratory gymnastics.
Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к образованию детей, обуславливает новые приоритеты воспитания личности. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.
При определенных условиях песенное творчество может обеспечить раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка. Отечественными психологами определены условия развития творчества, к которым можно отнести: высокий уровень развития творческого воображения и мышления; осуществление взаимосвязи творчества с обучением; организация восприятия и общения с искусством; организацию поисковой деятельности; высокий уровень игровой и практической деятельности; учет особенностей психического развития детей. Согласно С. Л. Рубинштейну, творчество — это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» [5, с. 122].
Если проанализировать поведение человека, всю его деятельность, то можно заметить, что в ней выделяются два основных вида. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным, сущность которого заключается в воспроизведении и повторении уже ранее выработанных приемов поведения и прежних впечатлений. Другой — творческим или комбинирующим. Сюда относится создание новых образов, отношений, аналога которым не было в предшествующем опыте человека.
Появление нового будет зависеть от уровня освоения культурного опыта человечества и вследствие этого от уровня личностного развития. В саморазвитии ребенка и в спонтанных проявлениях его творчества ученые пытаются проследить все этапы формирования и проявления его в раннем онтогенезе, поскольку «детство чуть ли не единственное время в человеческой жизни, где творчество является универсальным и естественным способом существования человека». В своем развитии, открывая мир «для себя», ребенок открывает и «себя», свои возможности и способности.
Анализ исследований детского творчества свидетельствует о возможностях активизации творческого потенциала в дошкольном возрасте. Главная ценность детского творчества заключается не в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности. Э. В. Леонтьев отмечал, что необходимо содействовать образованию и появлению детского творчества. Содержание обучения творчеству определяется спецификой искусства. Оно включает определенный объем знаний как общего познавательного, так и искусствоведческого характера. Особенность их передачи заключается в том, что они не просто усваиваются детьми, а в процессе их усвоения формируется эстетическое к ним отношение и образное восприятие действительности, т. е. художественное восприятие. [4, с. 238].
Теоретический анализ показал, что ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в разных видах деятельности: познавательной (А. М. Венгер, В. А. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, познавательно-конструктивной (Д. Б. Эльконин, В. В. Ходмовская, Ж. Пиаже, игровой (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, театрально-игровой (А. Н. Брызгалова, О. И. Дрозд, Е. А. Устинова, трудовой (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Р. С. Буре, художественной (А. Н. Ткаченко, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, А. Г. Гогоберидзе и др.).
Особым потенциалом для развития детского творчества обладает музыкальная деятельность. Под музыкальной деятельностью понимается вид человеческой деятельности, связанный с восприятием, интерпретаций и создание произведений искусства. Детская музыкальная деятельность имеет те же структурные компоненты, что и взрослая, однако, развивается в несколько иной последовательности и предполагает: восприятие произведения искусства и накопление познавательного и чувствительного опыта, формирование исполнительских умений, и, на их основе — первых опытов сочинительства. Результатом музыкальной деятельности ребенка выступает не принципиально новый образ, имеющий собственную ценность, а личностные изменения дошкольника.
Каждое исполнение или восприятие музыкального произведения — это всегда уникальный, единичный творческий акт. Музыкальная деятельность детей наиболее полно раскрывает особенности детского музыкального творчества. Отечественная школа, и в первую очередь исследования, проводимые Н. А. Ветлугиной и ее учениками, убедительно доказали, что во всех видах музыкальной деятельности — пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах — дети могут сочинять оригинальные импровизации [2, с. 272].
В музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие виды музыкальной деятельности:
1. Музыкальное восприятие — восприятие, направленное на постижение, осмысление тех знаний, которыми обладает музыка как искусство.
2. Исполнительство — посильное возрастным возможностям произведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений.
3. Творчество — сочинение и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Музыкальное творчество удовлетворяет потребность ребенка в самовыражении[1, с. 240].
В процессе восприятия музыкального произведения у ребенка формируется художественный образ: ребенок сопереживает, волнуется, восхищается услышанным, замечает наиболее яркие выразительные средства музыки. Творчество в исполнительской деятельности помогает детям образно передавать рождающиеся замыслы, которые являются показателем их творчества, в свойственной именно им манере исполнения. Развитие способности к восприятию музыкального произведения, его инсценированию, ведет к умению создавать новый продукт — выразительный образ.
В исследовании А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской отмечено, что дети по-разному проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности. Так, можно выделить несколько типов детей, предпочитаемых ту или иную детскую музыкальную деятельность.
— Ребенок-слушатель — это тот, кто любит слушать и слышать. Это ребенок впечатление, собиратель, коллекционер впечатлений, переживаний и чувств.
— Ребенок-исполнитель — это ребенок, которому не просто нравится процесс участия в музыкальном исполнительстве, а его занимает качество исполнительства, он хочет исполнять то или иное произведение.
— Ребенок-сочинитель — это ребенок фантазер и сочинитель. Ему присуща высокая познавательная активность, хорошо развита память и высокий уровень развития творческого развития [3,с. 220].
В отличие от исполнительской деятельности взрослого, исполнение музыка детьми дошкольного возраста имеет свои особенности:
— Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в ней.
— Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель-слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку.
В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки. В песенный репертуар должны входить песни напевные, плавные, протяжные, звонкие, народные (хороводные, плясовые, детский фольклор); танцевальные — отрывистые, легкие, грациозные, подвижные, плавные, неторопливые, русские плясовые, хороводные, полька, вальс; маршевые — четкие, отчетливые, размеренные, торжественные, бодрые, шутливые.
Например:
— народные песни: «Во поле береза стояла», «Голова ль ты моя, головушка», «На зеленом лугу», «Петрушка», «Гармошка», «Скок-скок-поскок», «Гуси летят»,. «Русская песня» П. И. Чайковского, «Песенка» Д. Кабалевский, «Боевая песенка» Д. Кабалевский, «Осень пришла»
— танцевальные песни: «Песня Итальянских моряков» Р. Шуман, «Песня моряков» С. Майкапар, «Серенада» Ф. Шуберт, «Вальс» Д. Кабалевский, «Вальс» С. Майкапар, «Вальс» П. И. Чайковский, «Маленький вальс» Н. Леви,— маршевые песни: «Марш» С. Прокофьев, «Марш» Дж. Верди.
В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов и народные песни. Песенный репертуар необходимо подбирать так, чтобы познакомить детей с особенностями музыки разных эпох и стилей: старинной музыкой, музыкой венских классиков, композиторов-романтиков, русских композиторов классиков, современной классической музыкой. Обязательно песни о животных и птицах, о погоде.
При подборе песенного репертуара важно учитывать особенности детского певческого голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых — отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2–3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости — отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны.
Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель — развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системой, важна последовательность упражнений. Творчество в любом его проявлении, а в частности песня должна представлять интерес для детей.
Задачей песенного творчества является не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам.
С первых же минут педагогу нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Это должно быть легкое, непринужденное общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослому. Дети не должны испытывать на занятиях дискомфорта и страха, а наоборот должны быть естественными, раскованными и искренне увлечены всем происходящим. Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Им нужно чаще говорить «Мы сейчас будем с вами играть и придумаем что-нибудь интересное». Это не только снимает психологические зажимы, но и настраивает детей на нужную волну. Веселые тексты для речевых упражнений, забавные песенки — вот неизменные помощники педагога.
Правильный подбор и использование песенного репертуара влияет на вокальное развитие ребенка и его способность к песенному творчеству.
Литература:
1. Бьеркволл Ю. Р. С музой в душе. —Санкт-Петербург, 2001. —376 с.
2. Ветлугина Н. А. Виды детской музыкальной деятельности / Дошкольное воспитание. — М, 1982.—272 с.
3. Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М. : Издат. Центр. Академия, 2005.— 320 с.
4. Леонтьева Э. В. Искусство и реальность. —М. : Наука, 1972.— 238 с
5. Рубинштейн. С. Л. Психология человека в современном мире. — М. : Издат. Институт психологии РАН, 2009.— 122с.