Аноним
Родительское собрание «Развитие творчества у детей» в старшей группе для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
. Составила Ганина Л. А
Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
(Звучит спокойная музыка, родители проходят в групповую комнату, рассаживаются за столами; собрание начинается с инсценировки короткой сценки детьми старшей группы).
Публикация «Родительское собрание „Развитие творчества у детей“ в старшей группе для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Появляется Мальвина; зовёт Буратино и Артемона заниматься рисованием; Артемон послушно садится, а Буратино не хочет, его приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Мальвина говорит: - сегодня мы будем учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается. На большом листе рисует ромашку, объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, и всё выполняет точно также как объяснила Мальвина. Буратино чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу, рассматривает и ставит рядом ещё одну. Так, методом клякс, он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу. (Дети уходят из группы)
Воспитатель: - Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся к нашим сказочным героям и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала?
Предложить родителям высказать свои мнения.
Вопросы к родителям : - Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнку? В чём оно может проявляться? Можно ли говорить что детям присуще творчество?
- Да, уважаемые родители, во многом вы правы. Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создаётся нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств другого человека – его мысли, чувства.
Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он тесно связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действий (это то, что сейчас делал Артемон). Второй вид – творческий. Например, человек сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию, здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.
В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторённой дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.
В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней.
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.
Каким же образом можно развить творчество у ребёнка- дошкольника? Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.
(Звучит песня «Разноцветный мир»)
А больше всего на свете мы, конечно же любим играть. Давайте поиграем!
Игра №1
Мы привыкли, что каждой вещи присущи определённые признаки. Вот, например, река.
(на листе бумаги слева записывается слово - «река»)
-Какой она бывает? (широкой, горной, холодной.)
-А молоток? (большой, тяжёлый, железный; свойства присущие молотку записываются справа.)
- А может ли река быть большой? Тяжёлой? Железной? (например поток расплавленного металла)
- А молоток холодным, широким? Горным?
- А теперь попробуйте совместить свойства одного предмета со свойствами другого!
Выслушиваются варианты родителей.
(Картина и яблоко; камень и молоко и др.)
Этот способ развития творчества получил название «метод фокальных объектов» (от слова «фокусироваться»). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарат, - чётко и ясно. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их – желательно чтобы это были предметы хорошо знакомые детям, - а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных сторон. Новые и интересные свойства. Тем самым метод локальных объектов погружает ребёнка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.
Игра №2.
Уважаемые родители! У вас на столах лежат карточки, на которых написаны
Какие – то необычные слова. Что бы они могли значить?
(Вихрахер; пальчатки; тепломер; колоток; суночка; мазелин; болерьянка; копатка).
- Такие наименования дети дали предметам, названия которых им были неизвестны. И им пришлось придумать свои собственные. А сможете ли вы определить, что же за предмет получил то или иное название?
Игра №3
- родителям предлагается создать художественный образ (например, аквариум, весенний день, цирк). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи. Крупы. Нитки, цветная бумага. Бросовый и природный материал. (В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная музыка.)
Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра. Они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и расширяется кругозор. Оттачиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребёнка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь осеннее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами. Мелками, угольком, а можно - с помощью сухих осенних листьев, кусочка материала или из разных видов круп!
Игра №4.
Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы папа, вы автосигнализация и т. д.
Большой город. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник.
Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.
Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопывают двери. Заводят мотор. Поехали.
День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра дает ему возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без неё невозможно представить саму жизнь ребёнка. Известно, что если ребёнок не играет, то либо он болен или «перепедагогизирован». К сожалению, мы стали сегодня меньше времени уделять играм детей, увлёкшись вопросами обучения. А ведь именно играя можно многому научиться…
Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей.