Елена Теплова
Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно связано с развитием других форм психической деятельности, служит основой для формирования мышления и речи. Сенсорное развитие детей с ТНР характеризуется следующими особенностями: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Они часто путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Задачи, содержание и методы работы с детьми с ТНР напрямую зависят от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.
Первостепенная задача – обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия : зрительного, тактильно-двигательного, слухового, обонятельного, вкусового, в частности фонематического слуха и восприятия.
Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств, поэтому в работе в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы и при этом необходимо давать детям возможность активно действовать с ними (например, игла «Волшебный мешочек»). Такая деятельность позволит ребенку с речевой патологией активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предметов.
Для психического развития ребенка огромное значение имеет закрепление чувственного опята в слове, без чего не возможно формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Необходимо чтобы ребенок научился пользоваться сенсорными эталонами. Только в этом случае у него возрастает точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, делать обобщения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме и величине, но и правильно называл эти свойства.
В процессе изучения свойств вещей ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала – это практические пробы: ребенок, как бы, примеривается, фиксируя успешные свои действия. Затем он начинает пользоваться же зрительным соотнесением. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является важной задачей сенсорного воспитания. Учитывая специфику психического развития детей с последствиями органического поражения нервной системы, следует помнить, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания детей дошкольного возраста не всегда приводит к желаемым результатам. Поэтому педагоги, работающие с таким контингентом детей, должны уметь определять исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционно-развивающего обучения в целом.
Можно выделить несколько уровней сенсорного развития дошкольников.
I. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его движением в пространстве, стремится захватить, выполняет простейшие манипуляции. На этом этапе, он еще не может установить равенство между предметами, а решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытаясь протолкнуть кубик в круглую прорезь «Волшебного ящика». Инструкцию: «Дай такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и не употребляет.
При нормальном развитии такого уровня достигает ребенок к концу 1 года жизни.
II. На уровне практических проб ребенок начинает овладевать соотносящими действиями. Это позволяет ему находить идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию: «Дай такую же куклу, мячик», может подобрать парные картинки, справляется с простой рамкой-вкладышем (доска Сегена). Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными.
В норме этого уровня ребенок достигает к двум годам.
III. На этом уровне ребенком устанавливается схожесть предметов по цвету, форме, величине, используя «опредмечивание» : «круг – как мячик», «зеленый цвет – как травка» и т. п. Такой уровень достигается на третьем году жизни.
IV. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. С помощью взрослого дает словесные обозначения нужного свойства. Самостоятельно затрудняется правильно назвать цвет, форму предмета. Легко выполняет инструкцию: «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». Такого уровня достигает ребенок к четырем годам.
V. У ребенка сформировано представление об основных цветах. Он самостоятельно называет их, но может затрудняться в названии промежуточных цветов и оттенков. Может правильно называть объемные формы и плоскостные фигуры, но может спутать название таких фигур, как квадрат и прямоугольник. Выполняя задания действует преимущественно по зрительному соотнесению. Это уровень пятого года жизни.
VI. У ребенка сформированы представления об основных цветах и промежуточных тонах. Он самостоятельно называет их. Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Выделяет цвет и форму предметов окружающей среды, пытается передать их в продуктивных видах деятельности. Довольно легко справляется с различного рода заданиями на классификацию предметов по признаку цвета или формы. Такого уровня достигает к шести годам нормально развивающийся ребенок.
VII. Наряду с вышеуказанными достижениями формируется способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Понимает сигналы светофора и может их объяснить. Самостоятельно подбирает цвета карандашей или красок для изображения предметов окружающей действительности: «Осенние листья», «Овощи и фрукты» и т. д. При конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных предметов и частей.
Этот уровень развития в норме достигается на седьмом году жизни ребенка.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многогранный. Он способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию ребенка в обществе.