МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»

Елена Теплова
Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно связано с развитием других форм психической деятельности, служит основой для формирования мышления и речи. Сенсорное развитие детей с ТНР характеризуется следующими особенностями: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Они часто путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи“» размещена в разделах

Задачи, содержание и методы работы с детьми с ТНР напрямую зависят от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.

Первостепенная задача – обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия : зрительного, тактильно-двигательного, слухового, обонятельного, вкусового, в частности фонематического слуха и восприятия.

Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств, поэтому в работе в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы и при этом необходимо давать детям возможность активно действовать с ними (например, игла «Волшебный мешочек»). Такая деятельность позволит ребенку с речевой патологией активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предметов.

Для психического развития ребенка огромное значение имеет закрепление чувственного опята в слове, без чего не возможно формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Необходимо чтобы ребенок научился пользоваться сенсорными эталонами. Только в этом случае у него возрастает точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, делать обобщения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме и величине, но и правильно называл эти свойства.

В процессе изучения свойств вещей ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала – это практические пробы: ребенок, как бы, примеривается, фиксируя успешные свои действия. Затем он начинает пользоваться же зрительным соотнесением. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является важной задачей сенсорного воспитания. Учитывая специфику психического развития детей с последствиями органического поражения нервной системы, следует помнить, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания детей дошкольного возраста не всегда приводит к желаемым результатам. Поэтому педагоги, работающие с таким контингентом детей, должны уметь определять исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционно-развивающего обучения в целом.

Можно выделить несколько уровней сенсорного развития дошкольников.

I. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его движением в пространстве, стремится захватить, выполняет простейшие манипуляции. На этом этапе, он еще не может установить равенство между предметами, а решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытаясь протолкнуть кубик в круглую прорезь «Волшебного ящика». Инструкцию: «Дай такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и не употребляет.

При нормальном развитии такого уровня достигает ребенок к концу 1 года жизни.

II. На уровне практических проб ребенок начинает овладевать соотносящими действиями. Это позволяет ему находить идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию: «Дай такую же куклу, мячик», может подобрать парные картинки, справляется с простой рамкой-вкладышем (доска Сегена). Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными.

В норме этого уровня ребенок достигает к двум годам.

III. На этом уровне ребенком устанавливается схожесть предметов по цвету, форме, величине, используя «опредмечивание» : «круг – как мячик», «зеленый цвет – как травка» и т. п. Такой уровень достигается на третьем году жизни.

IV. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. С помощью взрослого дает словесные обозначения нужного свойства. Самостоятельно затрудняется правильно назвать цвет, форму предмета. Легко выполняет инструкцию: «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». Такого уровня достигает ребенок к четырем годам.

V. У ребенка сформировано представление об основных цветах. Он самостоятельно называет их, но может затрудняться в названии промежуточных цветов и оттенков. Может правильно называть объемные формы и плоскостные фигуры, но может спутать название таких фигур, как квадрат и прямоугольник. Выполняя задания действует преимущественно по зрительному соотнесению. Это уровень пятого года жизни.

VI. У ребенка сформированы представления об основных цветах и промежуточных тонах. Он самостоятельно называет их. Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Выделяет цвет и форму предметов окружающей среды, пытается передать их в продуктивных видах деятельности. Довольно легко справляется с различного рода заданиями на классификацию предметов по признаку цвета или формы. Такого уровня достигает к шести годам нормально развивающийся ребенок.

VII. Наряду с вышеуказанными достижениями формируется способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Понимает сигналы светофора и может их объяснить. Самостоятельно подбирает цвета карандашей или красок для изображения предметов окружающей действительности: «Осенние листья», «Овощи и фрукты» и т. д. При конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных предметов и частей.

Этот уровень развития в норме достигается на седьмом году жизни ребенка.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многогранный. Он способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию ребенка в обществе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка основа формирования личности» «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности». Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом.

Консультация для воспитателей «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу как одному из приёмов формирования связной монологической речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 п. им. М. Горького муниципального.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» ]Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие памяти, мышления, внимания и воображения с помощью физических упражнений» Физическая культура – действенный фактор не только телесного развития ребенка, но и формирования его психических способностей. Познавательные.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка» СЛАЙД 2. В каждом маленьком ребенке- И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать,.

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.

Занятие «Зима» (развитие восприятия, мышления) Педагог. О чем мы сегодня будем говорить на занятии вы узнаете если отгадаете загадку Дел у меня немало Я белым одеялом Всю землю укрываю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 10:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Теплова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД